Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В.
судей Бросовой Н.В, Осиповой С.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар - Оле Республики Марий Эл, ФИО1 на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 августа 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 07 ноября 2019 г. по делу 2-3007/2019 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар - Оле Республики Марий Эл о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии, включении в стаж периодов работы.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл (далее - ГУ-УПФ РФ в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл) о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии, включении в стаж периодов работы, ссылаясь на то, что ГУ-УПФ РФ в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл незаконно отказало ему в установлении пенсии по причине отсутствия требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 20 лет в возрасте 55 лет.
Уточнив исковые требования, ФИО1 окончательно просил признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл об отказе в установлении пенсии N от 23 января 2019 года; возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж период обучения в Камышинском высшем военном строительном командном училище с 5 августа 1981 года по 7 июля 1985 года; период с 27 июня 2012 года по 3 июня 2013 года в качестве индивидуального предпринимателя; включить в специальный стаж в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера период службы в рядах Вооруженных Сил с 8 июля 1985 года по 23 ноября 1991 года; период работы с 17 декабря 1991 года по 3 марта 1992 года в должности станочника в "данные изъяты"; период работы с 9 марта 1992 года по 6 мая 1992 года в должности мастера в "данные изъяты""; с 24 июня 2003 года по 10 ноября 2003 г. в должности плотника-каменщика помещений в "данные изъяты" с 5 января 2004 года по 31 января 2003 г. в должности сторожа в "данные изъяты"; с 4 июня 2013 года по 30 января 2015 года в качестве индивидуального предпринимателя.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 августа 2019 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Суд постановилпризнать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл от 23 января 2019 года N об отказе в установлении пенсии, с учетом внесенных изменений решением от 11 апреля 2019 года N и от 14 августа 2019 года N в части;
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле включить в страховой стаж ФИО1 период обучения в Камышинском высшем военном строительном командном училище с 5 августа 1981 года по 7 июля 1985 года в полуторном размере;
включить в специальный стаж ФИО1:
период службы в рядах Вооруженных сил с 8 июля 1985 года по 23 ноября 1991 года;
период работы с 17 декабря 1991 года по 3 марта 1992 года в должности станочника в "данные изъяты";
период работы с 9 марта 1992 года по 6 мая 1992 года в должности мастера в "данные изъяты"
период работы с 24 июня 2003 года по 10 ноября 2003 года в должности плотника-каменщика помещений в "данные изъяты"
во включении в страховой стаж периода с 27 июня 2012 года по 3 июня 2013 года в качестве индивидуального предпринимателя, а также во включении в специальный стаж периодов с 5 января 2004 года по 31 января 2004 года в должности сторожа в "данные изъяты"", с 4 июня 2013 года по 30 января 2015 года в качестве индивидуального предпринимателя отказать;
взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 07 ноября 2019 г. решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от15 августа 2019 года изменено в части.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионногофонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл возложена обязанность включить в страховой стаж ФИО1 период обучения в "данные изъяты" с августа 1981 года по 7 июля 1985 года в календарном порядке.
В остальной части решение Йошкар-Олинского городского судаРеспублики Марий Эл от 15 августа 2019 года оставлено без изменения, жалоба Государственного учреждения - Управления Пенсионного фондаРоссийской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО1 ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит данное апелляционное определение отменить, оставить в силу решение суда первой инстанции.
Государственное учреждение - Управление Пенсионногофонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл в своей кассационной жалобе ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение Йошкар-Олинского городского судаРеспублики Марий Эл от 15 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 07 ноября 2019 г. отменить в части включения в страховой стаж периода обучения в "данные изъяты" с 05 августа 1981 г. по 07 июля 1985 г, в специальный стаж период службы в рядах Вооруженных сил с 08 июля 1985 г. по 23 ноября 1991 г, период работы с 24 июня 2003 г. по 10 ноября 2003 г. в должности плотника - каменщика в "данные изъяты", принять в данной части новое судебное постановление об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.
Стороны надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрении дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В соответствии с ч. 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов по доводам жалобы, судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 26 декабря 2018 г. ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл от 23 января 2019 года N ФИО1 было отказано в установлении страховой пенсии по старости досрочно по причине отсутствия требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 20 лет в возрасте 55 лет. На дату обращения с заявлением специальный стаж истца составлял 6 лет 4 месяца 17 дней, страховой стаж 27 лет 5 месяцев 20 дней.
11 апреля 2019 года в указанное решение внесены изменения, уточнено, что в специальный стаж не включен период с 24 июня 2003 года по 10 ноября 2003 года в должности плотника-каменщика в "данные изъяты", поскольку он не подтвержден сведениями индивидуального персонфицированного учета, тогда как в решении от 23 января 2019 года в названный период должность истца была указана мойщик помещения.
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл от 14 августа 2019 года N во изменение решения об отказе в установлении пенсии от 11 апреля 2019 года N на дату подачи заявления 26 декабря 2018 года определен специальный стаж - 6 лет 4 месяца 16 дней, страховой стаж 27 лет 9 месяцев 2 дня.
ФИО1 в 1981 году поступил и в 1985 году окончил Камышинское высшее военное строительное командное училище.
Согласно справке Военного комиссариата г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл от 7 февраля 2018 года N оф/221 старший лейтенант запаса ФИО1 проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР с 05 августа 1981 года по 7 июля 1985 года курсантом Камышинского высшего военного строительного командного училища и с 8 июля 1985 года по 23 ноября 1991 года на офицерских должностях.
Согласно архивной справке от 18 июля 2018 г, выданной Министерством обороны Российской Федерации ФИО1 проходил службу в период с 15 августа 1985 г. по 23 ноября 1991 г. в районах Крайнего Севера, местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Удовлетворяя требование ФИО1 о включении в страховой стаж периода обучения в "данные изъяты" с 5 августа 1981 года по 7 июля 1985 года в полуторном размере, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, указал, что данный пункт предусматривает учет в общем трудовом стаже периодов обучения в училищах, в образовательный учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в полуторном размере.
Соглашаясь с выводом суда о включении на основании пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ периода обучения в училище, суд апелляционной инстанции изменил в данной части решение суда, включив данный период в страховой стаж "данные изъяты" в календарном размере.
Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что возможность зачёта в стаж периода обучения в полуторном размере не предусмотрена нормами действующего и ранее действовавшего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами суда апелляционной инстанции, а доводы кассационной жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар - Оле о необоснованном зачёте в страховой стаж периода обучения и доводы жалобы ФИО1 о необходимости исчисления периода с 05 августа 1981 года по 7 июля 1985 года в полуторном размере отклоняет на основании следующего.
Истец претендует на назначение страховой пенсии на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С 01 января 2015 г. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяется в части, не противоречащей Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 г. производится на основании статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Перечень содержащихся в данной статье периодов трудовой деятельности, а также порядок их исчисления, применяются только при оценке пенсионных прав граждан.
Стаж, дающий право на пенсию исчисляется с учётом положений статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно части 1 которой, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, в страховой стаж, дающий право на пенсию засчитываются иные периоды, перечисленные в статье 12 настоящего Федерального закона.
Период обучения в статье 12 Федерального закона не перечислен, между тем в указанной статье поименован период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы.
Аналогичные положения содержались в статьях соответственно 10, 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В период обучения и, соответственно, службы в Вооруженных Силах СССР ФИО1 действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", согласно подпункту "к" пункта 109 которого кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалась также служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции.
С учётом того, что, обучаясь в высшем военном строительном командном училище, истец проходил службу в Вооружённых Силах СССР, спорный период обоснованно включён судом апелляционной инстанции в страховой стаж истца в календарном исчислении.
Доводы кассационной жалобы истца о возможности включения спорного периода в льготном исчислении со ссылкой на пункт 110 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. N 590 основан на неверном толковании норм права.
Суд удовлетворил требование ФИО1 о включении в его специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР с 08 июля 1985 г. по 23 ноября 1991 г. указав, что действующее на период прохождения истцом военной службы законодательство предусматривало возможность зачета такой деятельности в льготный стаж, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.
Суд апелляционной инстанции поддержал данные выводы, сославшись на постановление Совета Министров СССР от 4 апреля 1961 года N 286 "Об исчислении непрерывного стажа работы уволенным в запас или в отставку офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов МВД РСФСР, проходившим службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и поступившим на работу в этих районах и местностях", которым было установлено, что офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел РСФСР, а также лицам начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел РСФСР, уволенным, начиная с 1960 года, в запас или в отставку из воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их непрерывной службы (но не ранее чем с 1 августа 1945 года) в указанных районах и местностях засчитывается в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", если они поступили на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.
Суд апелляционной инстанции указал, что поскольку истец в спорный период проходил военную службу в местах, приравненных к районам Крайнего Севера, условие о трудоустройстве в течение трех месяцев после увольнения с военной службы им соблюдено, то у суда имелись основания для включения спорного периода в специальный стаж работы ФИО1
Во изменение и дополнение к Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" был издан Указ Президиума ВС СССР от 26 сентября 1967 N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
В соответствии с пунктом 2 данного Указа рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
С учётом вышеизложенного довод пенсионного органа о том, что постановление Совета Министров СССР от 4 апреля 1961 года N 286 предусматривает право на получение льгот для военнослужащих, а не право на пенсионное обеспечение, подлежит отклонению.
Разрешая спор о включении в специальный стаж истца периода работы с 24 июня 2003 года по 10 ноября 2003 года в должности плотника-каменщика помещений в "данные изъяты", суд пришёл к выводу о том, что работа в указанный период подтверждается записями в трудовой книжке и иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Суд апелляционной инстанции в данной части решение суда оставил без изменений, согласившись с данными выводами.
Довод кассационной жалобы ответчика о том, что данный период работы не подлежит включению ни в общий страховой, ни в специальный стаж истца, поскольку не подтверждён сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, направлен на переоценку собранных по делу доказательств, между тем суд кассационной инстанции не наделён правом переоценки доказательств.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационных жалоб.
В соответствии с чч.1, 2, 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются:1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Такие нарушения судами не допущены.
Кассационные жалобы не содержат доводов, свидетельствующих о нарушении судами предыдущих инстанций норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационных жалоб не усматривается.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 августа 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 07 ноября 2019 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар - Оле Республики Марий Эл, ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Н.В. Бросова
С.К. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.