Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела жалобу начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Малгобек и Малгобекского района Главного управления МЧС России по Республике Ингушетия Котиева Ахмеда Мухарбековича на вступившие в законную силу решение судьи Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от 26 июля 2019 года, решение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 30 октября 2019 года, вынесенные в отношении юридического лица Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 26 с.п. Зязиков-Юрт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Малгобек и Малгобекского района ГУ МЧС России по Республике Ингушетия N 41 от 07 мая 2019 года юридическое лицо Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 26 с.п. Зязиков-Юрт" (далее - ГБОУ "СОШ N 26 с.п. Зязиков-Юрт", учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решение судьи Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от 26 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 30 октября 2019 года, указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Котиев А.М. просит пересмотреть решения Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от 26 июля 2019 года и решение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 30 октября 2019 года, вынесенные в отношении ГБОУ "СОШ N 26 с.п. Зязиков-Юрт" по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ГБОУ "СОШ N 26 с.п. Зязиков-Юрт" извещено в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, указанной жалобы. В установленный срок возражения на нее не представлены.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, 29 апреля 2019 года в ходе плановой выездной проверки ГБОУ "СОШ N 26 с.п. Зязиков-Юрт" по адресу: Республика Ингушетия, с.п. Зязиков Юрт, ул. Кавказская, 41, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных пунктами А4, 13.15.14, 13.3.6, 6.8.19 "СП 2.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 171; пунктами 55, 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме"; пунктом 6.25 "СНиП 21-0197 Безопасность зданий и сооружений", принятых и введенных в действие постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года N 18-7.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для привлечения ГБОУ "СОШ N 26 с.п. Зязиков-Юрт" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам разрешения жалобы директора ГБОУ "СОШ N 26 с.п. Зязиков-Юрт" Мержоева М.М. судья городского суда отменил постановление должностного лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Малгобек и Малгобекского района УНД и ПР ГУ МЧС N 40 от 07 мая 2019 года и прекратил производство по настоящему делу на основании части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении судья городского суда пришел к выводу о том, что невыполнение учреждением правил пожарной безопасности, обусловлено исключительно отсутствием денежных средств, выделенных на указанные цели, при этом, являясь бюджетным учреждением, необходимые и все зависящие меры, направленные на выделение средств до момента совершения правонарушения были предприняты.
Судья Верховного Суда Республики Ингушетия согласился с принятым решением судьи городского суда, оставив его без изменения.
Доводы жалобы должностного лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Малгобек и Малгобекского района УНД и ПР ГУ МЧС сводятся к несогласию с выводами судей Малгобекского городского суда Республики Ингушетия и Верховного Суда Республики Ингушетия повлекшими прекращение производства по делу об административном правонарушении.
Обращаясь в Пятый кассационный суд общей юрисдикции с жалобой в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об отмене указанных решений судьей должностным лицом надзорного органа не учтено следующее.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу решения или постановления по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Исходя из положений статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как общее правило, недопустим.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 3.1 постановления от 17 июля 2002 г. N 13-П (подтвержденной в постановлении от 11 мая 2005 г. N 5-П), исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл приговора как акта правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов осужденных и потерпевших.
Приведенные положения об общих принципах пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по уголовным делам применимы и к административному судопроизводству, в рамках которого решается вопрос об административной ответственности и наказании лица.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение, а именно, в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таких оснований в рассматриваемом случае не усматривается. Доводы жалобы должностного лица сводятся к несогласию с оценкой исследованных доказательств, что само по себе не служит достаточным основанием к пересмотру вступивших в силу судебных решений в порядке статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с ухудшением положения лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, прихожу к выводу о том, что доводы жалобы не могут служить основанием к пересмотру и отмене в соответствии со статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вступивших в законную силу решения судьи Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от 26 июля 2019 года, решения судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 30 октября 2019 года, вынесенных в отношении ГБОУ "СОШ N 26 с.п. Зязиков-Юрт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты отменены быть не могут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от 26 июля 2019 г, решение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 30 октября 2019 года, вынесенные в отношении Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 26 с.п. Зязиков-Юрт" Мержоевой Милихан Магомедовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Малгобек и Малгобекского района Главного управления МЧС России по Республике Ингушетия Котиева А.М. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Справка:
районный судья Батырова Ф.М.
судья Верховного суда Оздоев А.И...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.