Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В. на вступившие в законную силу решение судьи Изобильненского районного суда Ставропольского края от 20 августа 2019 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 02 октября 2019 года, вынесенные в отношении директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2" Изобильненского городского округа Ставропольского края (далее - МБОУ "СОШ N 2" Изобильненского городского округа Ставропольского края, учреждение) Антоненко Надежды Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В. от 30 апреля 2019 года N 208 директор МБОУ "СОШ N 2" Изобильненского городского округа Ставропольского края Антоненко Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Изобильненского районного суда Ставропольского края от 20 августа 2019 года названное постановление должностного лица отменено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 02 октября 2019 года решение судьи Изобильненского районного суда Ставропольского края от 20 августа 2019 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золина Г.В. выражает несогласие с названными судебными актами, просит отменить, приводя доводы об их незаконности.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директор МБОУ "СОШ N 2" Изобильненского городского округа Ставропольского края Антоненко Н.А, извещенная в соответствии с частью 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражений на нее не представила.
В соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1.2 статьи 30 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 указанной статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по информации финансового управления администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края была проведена внеплановая проверка по соблюдению МБОУ "СОШ N 2" Изобильненского городского округа Ставропольского края законодательства о контрактной системе.
По результатам проверки выявлено, что в нарушение требований части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе отчет об объемах закупок у субъектов малого предпринимательства, у социально ориентированных некоммерческих организаций за 2017 год МБОУ "СОШ N 2" Изобильненского городского округа Ставропольского края разместило в единой информационной системе http:zakupki.gov.ru лишь 04 мая 2018 года.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В. N 208 от 30 апреля 2019 года должностного лица - директора МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2" Изобильненского городского округа Ставропольского края Антоненко Н.А. к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя названное постановление должностного лица и прекращая производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к выводу о том, что отчет об объемах закупок у субъектов малого предпринимательства, у социально ориентированных некоммерческих организаций за 2017 год учреждением подлежал размещению в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 01 апреля 2018 года, следовательно, постановление от 30 апреля 2019 года о привлечении Антоненко Н.А. к административной ответственности вынесено должностным лицом антимонопольного органа по истечении срока, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С данными выводами судьи районного суда правомерно согласился судья Ставропольского краевого суда, поскольку решение о привлечении должностного лица Антоненко Н.А. к административной ответственности принято должностным лицом административного органа за пределами годичного срока с момента совершения вменяемого правонарушения.
Данные выводы судебных инстанций являются законными и обоснованными, оснований не согласиться с приведенными суждениями судебных инстанций не имеется.
Доводы жалобы заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В. о том, что судами неверно определен характер правонарушения, и соответственно, неправильно была определена начальная дата исчисления срока давности привлечения к административной ответственности, отклоняются, поскольку приведенные в жалобе суждения о том, что срок давности необходимо исчислять со дня размещения отчета в единой информационной системе http://zakupki.gov.ru, то есть с 04 мая 2018 года, основаны на неверном толковании норм права.
Согласно обжалуемым актам обстоятельства вменяемого должностному лицу Антоненко Н.А. административного правонарушения свидетельствуют о невыполнении в установленный срок предусмотренной нормативным правовым актом обязанности.
Данное деяние по своему характеру не относится к категории длящихся.
В связи с этим годичный срок давности привлечения к административной ответственности за вменяемое названному лицу деяние следует исчислять с момента совершения административного правонарушения, то есть со дня, следующего за последним днем установленного срока исполнения обязанности.
Как следует из материалов дела, отчет об объеме закупок субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2017 год в единой информационной системе подлежал размещению не позднее 01 апреля 2018 года, следовательно, постановление от 30 апреля 2019 года о привлечении директора МБОУ "СОШ N 2" Изобильненского городского округа Ставропольского края Антоненко Н.А. к административной ответственности вынесено должностным лицом антимонопольного органа по истечении срока, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сведений, указывающих на приостановление срока давности привлечения должностного лица Антоненко Н.А. к административной ответственности в порядке части 5 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела не содержат.
Таким образом, приведенные в жалобе доводы о неверном исчислении срока давности, несостоятельны.
Более того, необходимо отметить, что постановленные судебные акты не могут быть отменены по изложенным в жалобе доводам по следующему основанию.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Соответствующая норма содержится в пункте 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Данная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия.
Доводов о нарушении судьей районного суда и судьей краевого суда существенных нарушений норм процессуального права, которые повлияли на законность принятых судебных актов, жалоба не содержит и по итогам изучения материалов дела не установлено.
Таким образом, оснований для отмены решения судьи Изобильненского районного суда Ставропольского края от 20 августа 2019 года, решения судьи Ставропольского краевого суда от 02 октября 2019 года не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Изобильненского районного суда Ставропольского края от 20 августа 2019 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 02 октября 2019 года, вынесенные в отношении директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2" Изобильненского городского округа Ставропольского края Антоненко Надежды Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Справка:
судья районного суда Григорьев А.Г.
судья краевого суда Загорская О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.