Кассационный военный суд в составе:
председательствующего - Иванова В.В, судей Шпакова С.П. и Яковлева И.А, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе административного ответчика начальника 2-го отдела (г. Воронеж) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Отдел регионального управления) на апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 10 октября 2019 г. по решению Воронежского гарнизонного военного суда от 11 июля 2019 г. (дело N 2а-116/2019), принятое по административному иску Ильменского Дмитрия Михайловича об оспаривании решения начальника Отдела регионального управления об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Шпакова С.П, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Воронежского гарнизонного военного суда от 11 июля 2019 г. Ильменскому отказано в удовлетворении административного иска, в котором он просил признать незаконным решение начальника Отдела регионального управления от 12 марта 2019 г. об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, с учетом членов семьи, по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) - в связи с неистечением предусмотренного статьей 53 ЖК РФ срока.
Апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от 10 октября 2019 г. судебное постановление гарнизонного военного суда отменено, а по делу принято новое решение, которым заявление Ильменского удовлетворено.
Судом апелляционной инстанции оспариваемое решение должностного лица признано незаконным и на него возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос принятия административного истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
В кассационной жалобе, поданной 25 декабря 2019 г, начальник Отдел регионального управления Дергунов А.В. выражает несогласие с апелляционным определением окружного военного суда, полагая его вынесенным с существенными нарушениями норм материального права, просит его отменить, оставив в силе решение гарнизонного военного суда.
Автор жалобы настаивает на собственном анализе обстоятельств дела и полагает, что окружной военный суд необоснованно пришел к выводу о том, что Ильменский и члены его семьи имеют право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на том основании, что до отчуждения принадлежащего военнослужащему жилого помещения они являлись нуждающимися в жилом помещении.
Так, члены семьи военнослужащего не являются самостоятельными субъектами жилищных правоотношений с военным ведомством, а административный истец самостоятельно до отчуждения принадлежащей ему жилой площади в 11, 975 кв. м, был обеспечен таковым по установленным нормам по месту его нахождения в городе Волжский Волгоградской области.
Должностное лицо полагает, что Ильменский намеренно создал условия, при которых он становится нуждающимся в жилых помещениях, так как он добровольно отдал свою долю в праве собственности своей матери.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов поданной жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела судами установлено, что Ильменскому до февраля 2018 г. принадлежало 1/4 жилого помещения, общей площадью 47, 9 кв.м, приобретенного его родителями в 2001 году в городе Волжский Волгоградской области.
Данную жилую площадь Ильменский подарил своей матери 9 февраля 2018 г.
При этом сам административный истец, будучи военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и имея общую выслугу на военной службе более 20 лет, проживает по месту своей службы в Воронежской области со своими членами семьи - супругой и двумя детьми.
Решение начальника Отдела регионального управления от 12 марта 2019 г. административному истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, с учетом членов семьи, по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ - в связи с неистечением предусмотренного статьей 53 ЖК РФ срока
Гарнизонный военный суд, учитывая такие данные, пришел к выводу, что упомянутые действия административного истца по дарению, принадлежащей ему жилой площади, являются действиями совершенными с целью намеренного ухудшения своих жилищных условий для признания его и членов семьи нуждающимися в жилых помещениях.
В связи с этим и принимая во внимание, что не истек пятилетний срок после такого ухудшения, предусмотренный статьей 53 ЖК РФ, суд признал решение должностного лица по отказу в принятии военнослужащего и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обоснованным.
Суд апелляционной инстанции посчитал такой вывод гарнизонного военного суда не соответствующим обстоятельствам дела, а решение суда принятым при неправильном применении норм материального права, поскольку, действия военнослужащего по отчуждению жилой площади самостоятельно не привели к приобретению им и членами его семьи права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Окружной военный суд установил, что до отчуждения площади жилого помещения административный истец и члены его семьи уже имели право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку на каждого из них, приходилось менее учетной нормы, предусмотренной для признания нуждающимися в жилых помещения.
Согласно частям 2 и 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке Кассационным военным судом являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Кроме того, в любом случае судебный акт подлежит безусловной отмене Кассационным военным судом в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены апелляционного определения суд кассационной инстанции не находит.
Кассационный военный суд полагает вывод суда апелляционной инстанции правильным и основанным нормах действующего жилищного законодательства.
В силу пункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если
не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
Однако нормой упомянутой статьи 53 ЖК РФ предусмотрены соответствующие действия по намеренному ухудшению гражданами своих жилищный условий, характеризующиеся тем, что в результате их совершения граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Действия административного истца не привели к таких последствиям.
Уровень обеспеченности его и членов семьи до отчуждения упомянутой выше площади жилого помещения, определял его право быть признанным нуждающемся в жилом помещении.
В то же время, согласно пункта 8 статьи 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Что касается доводов административного ответчика, изложенных в кассационной жалобе, то они не влияют на выводы суда кассационной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании действующего жилищного законодательства.
Таким образом, Кассационный военный суд не находит оснований, в том числе безусловных, для отмены или изменения оспоренного судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329 и 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 10 октября 2019 г, принятое по административному иску Ильменского Дмитрия Михайловича, оставить без изменения, а кассационную жалобу начальника 2-го отдела (г. Воронеж) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Иванов
Судьи С.П. Шпаков
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.