Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N2а-516/2019 по кассационной жалобе представителя административного истца Алиповой Екатерины Владимировны на решение Североморского гарнизонного военного суда от 15 октября 2019 г. и на апелляционное определение Северного флотского военного суда от 5 декабря 2019 г. по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части "данные изъяты" "звание" Кравченко Алексея Александровича об оспаривании действий федерального государственного казенного учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северрегионжилье") и филиала федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" - "2 финансово-экономическая служба" (далее - 2 ФЭС), связанных с уменьшением размера субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Лядова В.Л, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Североморского гарнизонного военного суда от 15 октября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 5 декабря 2019 г, отказано в удовлетворении административного иска Кравченко, в котором он просил признать незаконными действия ФГКУ "Северрегионжилье" в части уменьшения размера жилищной субсидии, обязать ФГКУ "Северрегионжилье" определить величину уменьшения жилищной субсидии в соответствии с официальными сведениями из Единого государственного реестра недвижимости о наличии у его супруги только 1/8 доли в жилом помещении, и возложить на 2 ФЭС обязанность выплатить ему денежные средства в счет доплаты к ранее полученной жилищной субсидии за 5, 26 кв.м.
В кассационной жалобе, поданной 27 декабря 2019 г, представитель административного истца Алипова Е.В. считает, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование, ссылаясь на нормы жилищного законодательства, регулирующие спорные правоотношения, а также на правовую позицию, высказанную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 13 марта 2008 г. N 5-П, и на обстоятельства дела, она приводит доводы, суть которых сводится к тому, что выводы судов о наличии у супруги ее доверителя только 1/4 доли в жилом помещении и необходимости уменьшения размера жилищной субсидии в соответствии с этой долей, являются незаконными и нарушают права Кравченко. Представитель административного истца также полагает, что судом не установлен факт наличия у супруги Кравченко А.А. в собственности именно 10, 53 кв.м жилья, а не 5, 26 кв.м, о чем имеются официальные сведения из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, которыми и обязаны были руководствоваться должностные лица жилищного органа.
По мнению автора жалобы, к спорным правоотношениям не может быть применен срок, установленный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ввиду того, что К.В.М. свои жилищные условия не ухудшала, поскольку до момента выделения ей 1/8 доли жилого помещения какого-либо решения о распределении между собственниками долей в данном жилом помещении не принималось, до 8 июля 2019 г. размеры долей определены не были, вследствие чего она не могла ее уменьшить.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалованных судебных актов.
Согласно частям 2-3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые гарнизонным военным судом и окружным военным судом судебные постановления сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
В силу пунктов 1, 16, ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Во исполнение предписаний вышеназванного закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил установленный норматив общей площади жилого помещения при расчёте размера жилищной субсидии уменьшается на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения вышеназванных действий или гражданско-правовых сделок.
При расчёте размера жилищной субсидии учёту подлежат действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.
Названные предписания Правил соответствуют и положениям части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в порядке приватизации на основании договора о безвозмездной передаче жилья от 30 марта 1993 г. супруга истца - К.В.М. (до замужества - Ч.В.М.), ее отец, мать и брат получили от государства в совместную собственность двухкомнатную квартиру по адресу: "адрес", общей площадью 42, 1 кв.м. До 8 июля 2019 г. супруга истца К.В.М. являлась собственником 1/4 доли в указанном жилом помещении.
Заключив 8 июля 2019 г. соглашения с другими собственниками о получении в этом жилом помещении только 1/8 доли в размере 5, 26 кв.м вместо 1/4 доли, она тем самым добровольно ухудшила свои жилищные условия, передав право на ранее ей принадлежавшую 1/8 долю в пользу третьих лиц.
Таким образом, разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды пришли к правильному выводу о том, что со дня совершения супругой Кравченко А.А. намеренных действий по ухудшению жилищных условий прошло менее пяти лет. В связи с этим решением начальника ФГКУ "Северрегионжилье" 7 августа 2019 г N1/2-13/454 установленный норматив общей площади жилого помещения для расчёта жилищной субсидии административному истцу на семью из трех человек обоснованно уменьшен на 10, 53 кв.м.
При этом, вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Иные доводы автора жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанции и обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в обжалованных решениях. Кроме того, эти доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что, в силу части 3 ст. 329 КАС Российской Федерации, основанием для их отмены, в том числе безусловным, в кассационном порядке не является.
Руководствуясь ст. 327, п.1 ч.1 ст. 329 и ст.330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Североморского гарнизонного военного суда от 15 октября 2019 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 5 декабря 2019 г. по административному исковому заявлению Кравченко Алексея Александровича оставить без изменения, а кассационную жалобу его представителя Алиповой Екатерины Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.