дело N 2а-1020/2019
г. Краснодар |
25 февраля 2020 года |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Малаевой В.Г, судей Мальмановой Э.К, Капункина Ю.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу представителя командира войсковой части 7405 и войсковой части 7405 по доверенности Лучкина ФИО7 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 8 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Диановой ФИО8 к войсковой части 7405 Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации, жилищной комиссии войсковой части 7405 о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Малаевой В.Г, представителя командира войсковой части 7405 и войсковой части 7405 по доверенности Лучкина ФИО9, Дианову ФИО10, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Дианова ФИО11 обратилась в Советский районный суд города Ростова-на-Дону с административным исковым заявлением о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части 7405 в части, касающейся снятия истца с учета нуждающейся в жилом помещении, отмены пункта 1 протокола 1.1 решения жилищной комиссии войсковой части 7405 от ДД.ММ.ГГГГ N в части признания истца и членов ее семьи нуждающимися в обеспечении жилым помещением в собственность бесплатно и признания его недействительным, а также отмены распределения жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований Дианова ФИО12 указала на то, что решение является незаконным, поскольку мотивировано доводом о ее участи в 2001 году в приватизации жилья в "адрес", т.е. уже обеспечивалась жильем за счет государства. Указывает, что в 1987 году вместе с членами своей семьи была обеспечена двухкомнатной квартирой от Ангарского электромеханического завода, которая ДД.ММ.ГГГГ была приватизирована по 1/2 доли на Дианову ФИО13 и ее несовершеннолетнюю дочь, а в октябре 2001 года квартира была продана. Полагает, что обеспечение жильем членов семьи истца произошло в общем порядке, не связанном с ее прохождением военной службы, на которую она поступила в 2004 году.
Решением Советского районного суда города Ростова-на-Дону от 26 марта 2019 года в удовлетворении указанного административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 8 июля 2019 года решение Советского районного суда города Ростова-на-Дону от 26 марта 2019 года отменено. Судебная коллегия определилатребования административного искового заявления удовлетворить частично, признала незаконным решение жилищной комиссии войсковой части 7405 от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Диановой ФИО14 с учета нуждающихся в жилом помещении, отмены пункта 1 протокола 1.1 заседания жилищной комиссии войсковой части 7405 от ДД.ММ.ГГГГ N о признании Диановой ФИО15. и членов ее семьи нуждающимися в обеспечении жилым помещением в "собственность бесплатно"; об отмене пункта протокола в части, касающейся распределения жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
В кассационной жалобе, поданной представителем командира войсковой части 7405 и войсковой части 7405 по доверенности Лучкиным ФИО16. в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанности установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствия выводов, изложенных в определении суда, обстоятельствам административного дела, неправильного применения и неприменения норм материального и процессуального права и об оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, кассационный суд общей юрисдикции пришел к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, предусмотренных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Нарушения такого характера не допущены судом апелляционной инстанций.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, установили, что Дианова ФИО17. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила военную службу по контракту во внутренних войсках МВД России и войсках Национальной гвардии России. Выслуга Диановой ФИО18. на момент увольнения составила календарная - 12 лет 11 месяцев 15 дней, в льготном исчислении - 14 лет 11 месяцев 27 дней.
Административный истец уволена с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе - 45 лет и исключена из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ приказом командира войсковой части N с/ч.
Дианова ФИО19. состояла в списке очередников войсковой части 7405 с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи (она, сын и дочь) для обеспечения помещением специализированного жилого фонда.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Дианова ФИО20. проживает на основании договора найма служебного жилого помещения в квартире по адресу: "адрес", которая находится в оперативном управлении войсковой части 7405.
ДД.ММ.ГГГГ Дианова ФИО21. обратилась к командиру войсковой части 7405 с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и о принятии на учет для обеспечения жилым помещением в г. Ростове-на-Дону по избранному постоянному месту жительства в форме субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. В заявлении о признании Диановой ФИО22 нуждающейся в жилом помещении указаны сведения об участии истца и ее дочери в приватизации квартиры, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенной по адресу: "адрес".
Из жилищного дела Диановой ФИО23. следует, что за ней и членами ее семьи (дочерью, сыном) жилые помещения на праве собственности не зарегистрированы.
Согласно выписке из протокола N заседания жилищной комиссии войсковой части 7405 от ДД.ММ.ГГГГ Дианова ФИО24. составом семьи три человека переведена из категории нуждающейся в обеспечении служебным жилым помещением в категорию нуждающейся в обеспечении жилым помещением в собственность бесплатно с направлением ходатайства в управление СКО ВНГ России о выделении лимита бюджетных обязательств по статье финансирование для обеспечения военнослужащих жилищной субсидией в размере "данные изъяты" рублей.
Решением жилищной комиссии войсковой части 7405 от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом заседания N, Дианова ФИО25. снята с учета нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания. Этим же решением отменен как недействительный пункт 1.1 протокола заседания жилищной комиссии N войсковой части 7405 от ДД.ММ.ГГГГ в части признания истца и членов ее семьи нуждающимися в обеспечении жилым помещением в собственность бесплатно, а также отменен пункт протокола о распределении жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Основанием для принятия такого решения послужили сведения об участии Диановой ФИО26 и ее дочери в 2001 году в приватизации квартиры в "адрес".
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия Ростовского областного суда руководствовалась положениями статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 7-ФЗ "О статусе военнослужащих", статьи 51, 53, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2004 года N 76 "Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и пришла к вводу, что основания для снятия истца с жилищного учета, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, отсутствовали.
С указанными выводами суда апелляционной инстанции надлежит согласиться ввиду следующего.
В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право военнослужащих на жилище установлено пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 7-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее -- Закон N 7-ФЗ), согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый). Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного Закона (абзац3).
Исходя из положений пункта 13 статьи 15 Закона N 7-ФЗ граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном указанным Законом.
Пунктом 14 статьи 15 Закона N 7-ФЗ определено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно пункту 16 статьи 15 Закона N 7-ФЗ при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 данной статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 названного Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (абзац 1).
На основании пункта 14 статьи 15 Закона N 7-ФЗ обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Приведенное толкование материального закона основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Законом N7-ФЗ.
Таким образом, отчуждение административным истцом ранее приватизированной квартиры, переданной по договору комитетом по управлению муниципальным имуществом Ангарского муниципального образования, как следует из приведенных выше норм, не лишает права на повторное обеспечение жилым помещением с учетом ранее переданного жилья, которым распорядился административный истец по своему усмотрению.
Суд апелляционной инстанции верно определилобстоятельства, имеющие юридическое значение для дела. Выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела и нашедшим свое подтверждение в рамках кассационного производства по делу.
Кассационная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, опровергающие выводы суда апелляционной инстанции.
Доводы жалобы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и отклонены в связи с необоснованностью, что отражено в мотивировочной части судебного акта.
Поскольку суд апелляционной инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, в связи с чем основания для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
С учетом изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 8 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя командира войсковой части 7405 и войсковой части 7405 по доверенности Лучкина ФИО27 -без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.