дело N 2а-533/2019
г. Краснодар |
5 марта 2020 года |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Малаевой В.Г, судей Мальмановой Э.К, Капункина Ю.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области по доверенности Александровой ФИО10 на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 4 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административном делам Астраханского областного суда от 31 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по созданию на территории муниципального образования " "адрес"" жилищного фонда социального использования, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Малаевой В.Г, ФИО2 кассационный суд общей юрисдикции
установил:
административный истец - прокурор Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Приволжский районный суд города Астрахани с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области (далее - администрация), выразившегося в непринятии мер по созданию на территории муниципального образования "Приволжский район" жилищного фонда социального использования, и о возложении обязанности приобрести жилые помещения в целях формирования муниципального жилищного фонда социального использования муниципального образования "Приволжский район".
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что в отношении администрации прокуратура провела проверку жилищного законодательства, в ходе которой установлены нарушения. По результатам проверки в адрес главы администрации муниципального образования Приволжский район" внесено представление об устранении нарушений, которые в настоящее время не устранены.
Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 4 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административном делам Астраханского областного суда от 31 июля 2019 года, требования административного искового заявления удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной представителем администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области по доверенности Александровой ФИО11. в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов как незаконных ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанности установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, неправильного применения и неприменения норм материального и процессуального права и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, предусмотренных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Нарушения такого характера не допущены судом первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в очереди на предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации состоит 76 семей, одиноко проживающих граждан. Средний период ожидания получения социального жилья составляет более 20 лет. В 2017 году одной семье ФИО6, состоящей в очереди с ДД.ММ.ГГГГ, в порядке очередности ДД.ММ.ГГГГ предоставлено жилье по договору социального найма. В 2018 - 2019 годах жилые помещения муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам администрацией не предоставлялись. При этом в очереди на предоставление муниципального жилья более 15 лет состоят: ФИО7 - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 - с ДД.ММ.ГГГГ.
Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие необходимого количества муниципального жилья, способного обеспечить реализацию жилищных прав граждан. Муниципальный жилищный фонд не пополняется, как следствие, количество очередников увеличивается при отсутствии возможности органов местного самоуправления обеспечить их жильем ввиду недостаточного финансирования реализации мероприятий в области жилищной политики.
На территории Приволжского района также расположено 36 жилых домов, признанных ветхими и аварийными, в квартирах которых проживает 8 семей по договорам социального найма, имеющих право на предоставление других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в порядке пункта 3 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя требования административного искового заявления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что бездействие администрации по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по созданию на территории муниципального образования "Приволжский район" жилищного фонда социального использования, нарушает права граждан на жилище, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.
С указанными выводами суда апелляционной инстанции надлежит согласиться ввиду следующего.
В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 12, части 1 статьи 130, части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Конституция Российской Федерации, закрепляет в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 12 части 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 14, пункта 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в части 1 статьи 14 и пункта 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 ЖК РФ, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что отсутствие жилищного фонда социального использования на территории Приволжского района Астраханской области влечет нарушение прав граждан на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда, соответствуют изложенным нормам материального права.
Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств и выражают несогласие с произведенной оценкой доказательств.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
С учетом изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
решение Приволжского районного суда Астраханской области от 4 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административном делам Астраханского областного суда от 31 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области по доверенности Александровой ФИО12 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.