Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Богдевич Н.В, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-654/2019; N 70RS0001-01-2019-000685-72 по иску Музыченко Евгения Юрьевича к Департаменту здравоохранения Томской области об оспаривании отказа в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, понуждении к заключению договора на получение единовременной компенсационной выплаты, по кассационной жалобе представителя истца Музыченко Евгения Юрьевича - Козьминых А.Ю. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 21 июня 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения представителя истца Музыченко Евгения Юрьевича - Козьминых А.Ю, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Музыченко Е.Ю. обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Томской области о признании незаконным отказа в заключении договора о предоставлении единовременной выплаты от 25 декабря 2018 г, понуждении к заключению данного договора.
Требования мотивированы тем, что с 18 июня 2018 г. является врачом "данные изъяты" областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Молчановская районная больница" (далее по тексту также ОГБУЗ "Молчановская районная больница"), обладает правом на получение единовременной компенсационной выплаты в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 10 апреля 2018 г. N. 29 ноября 2018 г. им подано заявление в Департамент здравоохранения Томской области о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, в чем ему отказано письмом от 25 декабря 2018 г. со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих наличие профессионального образования, неисполнение обязательств по договору о целевом обучении от 10 июня 2016 г.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 20 марта 2019 г. исковые требования Музыченко Е.Ю. удовлетворены. Признан незаконным отказ Департамента здравоохранения Томской области в заключении договора о предоставлении единовременной выплаты от 25 декабря 2018 г.; возложена обязанность на Департамент здравоохранения Томской области заключить с Музыченко Е.Ю. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 10 апреля 2018 г. N.
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Томского областного суда от 21 июня 2019 г. постановлено:
"Решение Кировского районного суда г. Томска от 20 марта 2019 г. отменить.
Исковые требования Музыченко Евгения Юрьевича к Департаменту здравоохранения Томской области об оспаривании отказа в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, понуждении к заключению договора на получение единовременной компенсационной выплаты оставить без удовлетворения".
В кассационной жалобе представитель истца Музыченко Евгения Юрьевича - Козьминых А.Ю. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегией по гражданским делам Томского областного суда от 21 июня 2019 г. и оставлении без изменения решения Кировского районного суда г. Томска от 20 марта 2019 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Департаментом здравоохранения Томской области представлены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при принятии обжалуемого судебного постановления судом апелляционной инстанцией не допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Музыченко Е.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, окончивший в 2016 году ГБОУ ВПО "Сибирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, в 2018 году - ординатуру по специальности "анестезиология-реаниматология" ФГБОУ ВО "Сибирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, 18 июня 2018 г. принят на работу в ОГБУЗ "Молчановская районная больница" на должность врача "данные изъяты" на 1 ставку на неопределенный срок.
29 ноября 2018 г. истец обратился в Департамент здравоохранения Томской области с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Ответом Департамента здравоохранения Томской области от 25 декабря 2018 г. в заключении указанного договора истцу было отказано в связи с наличием неисполненных обязательств по договору о целевом обучении, а также в связи с непредставлением в полного пакета необходимых документов.
Удовлетворяя исковые требования Музыченко Е.Ю, суд первой инстанции исходил из того, что истец соответствует требованиям, предъявляемым к медицинскому работнику, претендующему на предоставление единовременный компенсационной выплаты, который в установленном порядке предоставил все необходимые документы для заключения договора, в связи с чем отказ Департамента здравоохранения Томской области в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в соответствии с постановлением администрации Томской области от 10 апреля 2018 г. N является незаконным.
С указанными выводами суда не согласилась судебная коллегия суда апелляционной инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно части 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (статья 50, части 12.1 - 12.5 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", одним из направлений которой является подпрограмма "Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении", предусматривающая, в том числе государственную поддержку отдельных категорий медицинских работников.
Цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" в 2018 году были установлены Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (приложение N 3 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения") (далее - Правила).
В силу пп."е" п.2 Правил субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с финансовым обеспечением единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
Как предусмотрено пп. "д" п.4 Правил, критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий являются наличие утвержденного уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей); наличие заявки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на участие в мероприятии, содержащей сведения о планируемой численности участников мероприятия (врачей, фельдшеров).
Условиями предоставления субсидии являются утвержденные правовыми актами субъекта Российской Федерации мероприятия, на софинансирование которых осуществляется предоставление субсидии и которые включают, в частности, порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный подпунктом "д" пункта 4 настоящих Правил, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0, 5 млн. рублей для фельдшеров.
Единовременные компенсационные выплаты предоставляются однократно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, заключившим с медицинским работником договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - договор), по которому медицинский работник принимает обязательства: исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации); возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5-7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам; возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) или продлить срок действия договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника); иные условия, зависящие от особенностей административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации и осуществления единовременных компенсационных выплат из бюджета субъекта Российской Федерации (п. 6 Правил).
Постановлением администрации Томской области от 10 апреля 2018 г. N в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" и в целях повышения качества и доступности медицинской помощи гражданам утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (здесь и далее - в редакции, действовавшей в 2018 году).
Пунктом 1 указанного Порядка предусмотрено, что настоящий Порядок определяет процедуру предоставления единовременных компенсационных выплат (далее - выплата) медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с областным государственным учреждением здравоохранения на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции по должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный реестр должностей), в размере 1 млн. рублей для врачей и 0, 5 млн. рублей для фельдшеров (далее - медицинский работник).
Выплата предоставляется медицинскому работнику на основании договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - договор), заключенного с Департаментом здравоохранения Томской области (далее - Департамент) (п.2 Порядка).
Договор заключается на основании представляемого медицинским работником в Департамент письменного заявления, к которому медицинский работник прилагает следующие документы: 1) копию документа, удостоверяющего личность медицинского работника; 2) копию документа о медицинском образовании медицинского работника; 3) копию действующего сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации медицинского работника; 4) заверенную работодателем копию трудовой книжки медицинского работника; 5) заверенную работодателем копию трудового договора медицинского работника (п.4, 4 Порядка).
Основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении выплаты являются: 1) несоответствие медицинского работника, подавшего заявление, требованиям пункта 1 настоящего Порядка; 2) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка; 3) выявление недостоверности сведений, указанных в заявлении (п.6 Порядка).
Признавая отказ Департамента здравоохранения Томской области Музыченко Е.Ю. в заключении договора на получение единовременной компенсационной выплаты незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что все требуемые документы истцом были приложены к поданному в Департамент заявлению.
Вместе с тем, из копии заявления Музыченко Е.Ю. от 28 ноября 2018 г. следует, что им были представлены копия паспорта, копия диплома об окончании ординатуры, копии трудовой книжки и трудового договора. Таким образом, правильным является вывод суда апелляционной инстанции, что в нарушение подпункта 3 пункта 4 Порядка истцом не были представлены копия действующего сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации медицинского работника, что являлось основанием в силу пп.2 п. 6 Порядка для принятия Департаментом решения об отказе в предоставлении выплаты.
Кроме того, из материалов дела следует, что 10 июня 2016 г. между Департаментом здравоохранения Томской области в лице главного врача областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Каргасокская районная больница" (далее по тексту ОГБУЗ "Каргасокская районная больница") и Музыченко Е.Ю. был заключен договор о целевом обучении, согласно которому последний обязуется освоить образовательную программу по специальности "Анестезиология и реаниматология", клиническая ординатура, после чего заключить трудовой договор (контракт) с указанной больницей, а больница обязуется обеспечить ему в соответствии с полученной квалификацией трудоустройство.
Однако, после окончания обучения в июне 2018 года истец в ОГБУЗ "Каргасокская районная больница" не трудоустроился, доказательств отказа ему в трудоустройстве именно в это лечебное учреждение не представил. Таким образом, у него имеется неисполненное обязательство по договору о целевом обучении, что также является основанием к отказу в предоставлении единовременной выплаты в силу пп.1 п.6 Порядка.
Поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 и постановлением Администрации Томской области от 10 апреля 2018 г. N распоряжением Департамента здравоохранения Томской области N от 15 мая 2018 г. утвержден Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный реестр должностей), на 2018 год, однако данный программный реестр должностей не содержит указания на должность врача анестезиолога-реаниматолога в ОГБУЗ "Молчановская районная больница", с которым истцом заключен трудовой договор 18 июня 2018 г. по указанной специальности, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа истцу в предоставлении соответствующей выплаты на основании подпункта 1 пункта 6 Порядка.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы представителя истца повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой и апелляционной инстанции, были предметом исследования и оценки судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергают, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют.
Вопреки доводам кассационной жалобы суд разрешилспор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемого судебного акта по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 21 июня 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Музыченко Евгения Юрьевича - Козьминых А.Ю.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.