Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Светлова С.Е., изучив жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка N 71 Центрального района города Хабаровска Хабаровского края от 28 ноября 2019 года и решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 31 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении ФИО1, установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 71 Центрального района города Хабаровска Хабаровского края от 28 ноября 2019 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 31 декабря 2019 года названное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными решениями, ФИО1 обратилась в Девятый кассационный суд с жалобой, в которой просит отменить решения и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 25 статьи 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в рамках мероприятий по осуществлению земельного надзора, проведенных с 13 июня по 19 июня 2019 года должностным лицом Управления Федеральной службы по ветеринарному м фитосанитарному надзору по Хабаровской краю и Еврейской автономной области установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 27:17:0625001:5926 площадью 30946 кв.м, расположенном относительно ориентира за пределами земельного участка по адресу: 2, 5 км юго-восточнее ела Краснореченское Хабаровского района Хабаровского края, принадлежащем ФИО1 не проведены работы по ведению сельскохозяйственного производства или осуществлению иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
По результатам проверки названным выше органом, осуществляющим государственный земельный надзор, 19 июня 2019 года вынесено предписание N 04-11\24 об устранении нарушения земельного законодательства в срок до 8 сентября 2019 года.
По результатам внеплановой проверки, проведенной 10 сентября 2019 года должностным лицом Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области с целью контроля за исполнением названного предписания, установлено его неисполнение, что послужило основанием для составления в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения ее к административной ответственности.
Невыполнение предписания послужило основанием для привлечения ФИО1 постановлением мирового судьи, с выводами которого согласился судья районного суда, к административной ответственности, установленной данной нормой.
Делая вывод о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, мировой судья и вышестоящая судебная инстанция исходили из того, что ею не выполнено в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего государственный земельный надзор, об устранении нарушений земельного законодательства.
Вместе с тем принятые по делу судебные акты законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установленная частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания указанного органа.
Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законность предписания фактически проверена не была, правовой оценки на предмет соответствия требованиям действующего законодательства не дано, доводы заявителя не проверены, тогда как эти обстоятельства имеют существенное значение для выяснения вопроса о законности выданного ФИО1 предписания и разрешения настоящего дела о привлечении к административной ответственности за его неисполнение.
Данное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенным, повлиявшим на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Предметом государственного земельного надзора является соблюдение в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ, органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, в том числе соблюдение требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом об обороте земель, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
В силу пункта 5 Административного регламента федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", утвержденного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору приказом от 8 июля 2019 года N 662 должностные лица Россельхознадзора и его территориальных органов имеют право, помимо прочего, осуществлять административное обследование объекта земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом; проводить плановые (рейдовые) осмотры, обследования в отношении объекта земельных отношений, оформлять их результаты соответствующим актом; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Результатом осуществления государственного земельного надзора в форме проверок является: составление акта проверки с приложением необходимых документов; выдача обязательных для исполнения предписаний (в случае выявления нарушений обязательных требований); составление протокола об административном правонарушении (в случае выявления нарушений обязательных требований, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность).
В случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований юридическому лицу, органу государственной власти, органу местного самоуправления, индивидуальному предпринимателю или гражданину, в отношении которых проводилась проверка и в действиях которых выявлено нарушение требований земельного законодательства, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Предписание об устранении выявленных нарушений земельного законодательства является обязательным для исполнения с даты его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к административной ответственности за умышленное неисполнение предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, подлежит выяснению вопрос о вручении акта проверки и предписания лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении за неисполнение предписания.
Признавая ФИО1 виновной в совершении вмененного административного правонарушения, мировой судья исходил из того, что предписание органа, осуществляющего государственный земельный надзор от 19 июня 2019 года, не исполнено в срок до 8 сентября 2019 года.
При этом мировой судья посчитал установленным факт вручения (получения) ФИО1 указанного предписания. Судья указал, что предписание Управлением Россельхознадзора по "адрес" и "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ направлено в адрес ФИО1 почтовым отправлением, которое возращено в адрес отправителя за истечением срока хранения ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, должностным лицом Управления Россельхознадзора по "адрес" и "адрес" не представлены доказательства подтверждение вручения ФИО1 предписания. При этом само по себе направление предписание почтой не может служить подтверждением вручения предписания лицу, за неисполнение которого оно привлекается к административной ответственности.
Иные меры, направленные на вручение предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, должностным лицом не принимались.
Доказательств недобросовестного поведения ФИО2 в связи с отказом от получения предписания материалы дела не содержат.
При изложенных данных, с учетом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также того обстоятельства, что законность предписания судебными инстанциями не проверена, позиция ФИО1 о невозможности исполнения предписания ничем не опровергнута, сделать безусловный вывод о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка N 71 Центрального района города Хабаровска Хабаровского края от 28 ноября 2019 года и решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 31 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные судебные акты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 71 Центрального района города Хабаровска Хабаровского края от 28 ноября 2019 года и решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 31 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении ФИО1, отменить. Производство по делу прекратить.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции С.Е.Светлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.