Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Светлова С.Е., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора Сахалинской области по пожарному надзору от 22 мая 2019 года, решение и.о. судьи Томаринского районного суда Сахалинской области от 17 июля 2019 года и решение судьи Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1, установила:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Сахалинской области по пожарному надзору ФИО2 N от 22 мая 2019 года, оставленным без изменения решением и.о. судьи Томаринского районного суда Сахалинской области от 17 июля 2019 года и решением судьи Сахалинского областного суда от 27 сентября 2019 года, ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 5 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ФИО1 просит отменить состоявшиеся решения по настоящему делу об административном правонарушении, полагая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" Правительством Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 19 названных Правил противопожарного режима запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на территории садоводства или огородничества устраивать свалки горючих отходов.
Пунктом 17 (1) Правил пожарного режима установлено, что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.
Статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ, а также пунктом 17 Правил определено, что особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
Распоряжением администрации муниципального образования "Томаринский городской округ" Сахалинской области от 26 апреля 2019 года N 112-р с 30 апреля 2019 года введен особый противопожарный режим на территории муниципального образования "Томаринский городской округ".
Основанием для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил тот факт, что ФИО1, являясь руководителем отдела по управлению территорией села Красногорск Томаринского района Сахалинской области администрации муниципального образования "Томаринский городской округ" Сахалинской области 4 мая 2019 года в 14 часов не обеспечила уборку мусора и покос травы в условиях особого противопожарного режима.
Факт совершения административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении (л.д.12), Положением об отделе по управлению территориями "адрес" администрации муниципального образования Томаринский городской округ" (л.д.5-8), должностной инструкцией руководителя отдела по управлению территориями Красногорского сельского округа администрации муниципального образования "Томаринский городской округ" (л.д.18), распоряжением главы администрации муниципального образования "Томаринский городской округ" от 31 июля 2015 года N 172\1-к о назначении ФИО1 на должность руководителя отдела по управлению территориями Красногорского сельского округа администрации муниципального образования "Томаринский городской округ" (л.д.19), которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы о том, что руководитель отдела по управлению территорией села Красногорск Томаринского района Сахалинской области администрации муниципального образования "Томаринский городской округ" "адрес" не является субъектом вмененного административного правонарушения, согласно Федеральному закону "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в числе прочих, несут руководители органов местного самоуправления.
Из положения "Об отделе по управлению территориями села Красногорск администрации муниципального образования "Томаринский городской округ", утвержденному постановлением администрации муниципального образования "Томаринский городской округ" от 31 июля 2015 года N 164\1, следует, что отдел, руководителем которого является ФИО1, является структурным подразделением администрации муниципального образования "Томаринский городской округ". Выполняя полномочия органа местного самоуправления на подведомственной территории, отдел по управлению территориями и его руководитель несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из примечания к указанной статье следует, что под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.
Таким образом, орган местного самоуправления, либо специально созданное структурное подразделение для исполнения полномочий муниципального образования на определенной территории, обязан принимать меры для очистки территории поселения земельных участков в рамках мер противопожарной безопасности независимо от того, в чьей собственности они находятся.
Должностным лицом отдела по управлению территориями села Красногорск администрации муниципального образования "Томаринский городской округ" такие обязанности не были исполнены.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа, отнесены к вопросам местного значения и не регулирует правоотношения, вытекающие из обязанности органа местного самоуправления соблюдать требования пожарной безопасности.
Владение, пользование и распоряжение землями, расположенными в границах муниципального образования комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ" "адрес" не освобождает руководителя отдела по управлению территории села Красногорск, входящего в городской округ, от обязанности соблюдать требования противопожарной безопасности, поскольку Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не устанавливаются особенности правового режима земель, а определяется объем правомочий органа, осуществляющего управление ресурсами.
В связи с изложенным ссылки на переданные полномочия по управлению имуществом комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ" не могут служить основанием к освобождению от административной ответственности за несоблюдение требований пожарной безопасности руководителя отдела по управлению территориями села Красногорск администрации муниципального образования "Томаринский городской округ".
Проведенные мероприятия ФИО1 с 19 апреля по 30 апреля 2019 года цели обеспечения пожарной безопасности достигнуты не были.
3 мая 2019 года произошло возгорание 4 жилых домов в результате неосторожного обращения с огнем и угрозой его распространения в селе "адрес".
При проведении проверки 4 мая 2019 года установлено, что на территории села Красногорск мероприятия по уборке мусора и покосу травы не выполнены.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу судебных решений.
Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, предусмотренном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление заместителя главного государственного инспектора Сахалинской области по пожарному надзору от 22 мая 2019 года, решение и.о. судьи Томаринского районного суда Сахалинской области от 17 июля 2019 года и решение судьи Сахалинского областного суда от 27 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1-без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции ФИО3
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.