Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казённого учреждения "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск" на решение Белогорского городского суда Амурской области от 9 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 21 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению муниципального казённого учреждения "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск" к товариществу собственников жилья "Красноармейская 34", Стрельский Б.Д. о ликвидации товарищества собственников жилья "Красноармейская 34".
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя муниципального казённого учреждения "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск" Бондарь Н.Е, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
муниципальное казённое учреждение "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск" (далее - МКУ "КИО Администрации города Белогорск") обратилось в Белогорский городской суд Амурской области с административным исковым заявлением о ликвидации товарищества собственников жилья "Красноармейская 34" (далее - ТСЖ "Красноармейская 34").
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он, в соответствии с положениями муниципальных нормативных правовых актов, осуществляет функции муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования город Белогорск.
21 мая 2018 года решением Белогорского городского суда Амурской области, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 8 августа 2018 года, признано недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленное протоколом результатов очно-заочного голосования собственников помещений многоквартирного дома по адресу: "адрес", от 22 октября 2017 года о выборе способа управления товариществом собственников жилья, а также о создании ТСЖ "Красноармейская 34".
По мнению административного истца, установленные судами нарушения норм действующего законодательства при создании ТСЖ "Красноармейская 34" являются существенными и неустранимыми, в связи с чем, МКУ "КИО Администрации города Белогорск" просило суд ликвидировать ТСЖ "Красноармейская 34", ИНН 2804018442, юридический адрес: "адрес", возложив на председателя правления ТСЖ "Красноармейская 34" Стрельского Б.Д. обязанность осуществить ликвидацию ТСЖ "Красноармейская 34", в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Белогорского городского суда Амурской области от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 15 января 2019 года, административное исковое заявление МКУ "КИО Администрации города Белогорск" было удовлетворено: ликвидировано ТСЖ "Красноармейская 34", ликвидатором ТСЖ "Красноармейская 34" назначен Стрельский Б.Д, которому был установлен шестимесячный срок для проведения и завершения процедуры ликвидации.
Постановлением Президиума Амурского областного суда от 24 июня 2019 года решение Белогорского городского суда Амурской области от 17 октября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 15 января 2019 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Белогорский городской суд Амурской области.
Определением судьи Белогорского городского суда Амурской области от 11 июля 2019 года к участию в административном деле в качестве административного ответчика привлечён Стрельский Б.Д.
Решением Белогорского городского суда Амурской области от 9 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 21 ноября 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований МКУ "КИО Администрации города Белогорска" отказано.
14 января 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба, поданная 18 декабря 2019 года МКУ "КИО Администрации города Белогорск" через Белогорский городской суд Амурской области, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Административные ответчики и заинтересованное лицо, а также их представители, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Белогорского городского суда Амурской области от 9 августа 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 21 ноября 2019 года по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно пункту 1 статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации и частям 1 и 5 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме и осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами могут создавать товарищества собственников жилья. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ТСЖ "Красноармейская 34" (ОГРН 1172801012262, ИНН 2804018442) зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 26 октября 2017 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области.
Решением Белогорского городского суда Амурской области от 21 мая 2018 года по гражданскому делу N 2-393/2018 по исковому заявлению муниципального образования город Белогорск в лице МКУ "КИО Администрации города Белогорск" к ТСЖ "Красноармейская 34", вступившим в законную силу 8 августа 2018 года, признано недействительным решение общего собрания собственников многоквартирного дома, оформленное протоколом результатов очно-заочного голосования собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: "адрес", от 22 октября 2017 года о выборе способа управления ТСЖ "Красноармейская 34".
В обоснование административных исковых требований о ликвидации ТСЖ "Красноармейская 34" МКУ "КИО Администрации города Белогорск" ссылалось на указанное выше решение суда.
По делу также установлено, что до принятия и до вступления в законную силу решения Белогорского городского суда Амурской области от 21 мая 2018 года по гражданскому делу N 2-393/2018 собственниками помещений многоквартирного дома N 34 по ул. Красноармейской в городе Белогорске 29 января и 25 июля 2018 года были проведены внеочередные общие собрания, на которых было подтверждены решения о создании ТСЖ "Красноармейская 34", а также о выборе способа управления многоквартирным жилым домом - управление товариществом собственников жилья.
Соответствующие решения внеочередных общих собраний собственников указанного многоквартирного дома в судебном порядке недействительными не признавались.
Согласно части 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанной организации, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.
Из содержания пункта 2 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесённых в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Пунктом 1.3 Положения о порядке организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования город Белогорск, утверждённого постановлением Администрации города Белогорск от 31 марта 2015 года N 563, установлено, что муниципальный жилищный контроль на территории муниципального образования города Белогорск осуществляет МКУ "КИО Администрации города Белогорск".
Ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством (часть 1 статьи 141 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что допущенные при создании ТСЖ "Красноармейская 34" нарушения требований действующего законодательства, установленные вступившим в законную силу решением Белогорского городского суда Амурской области от 21 мая 2018 года, по своему характеру не являются неустранимыми, поскольку волеизъявление собственников помещений многоквартирного жилого дома по выбору способа управления и по созданию указанного товарищества было подтверждено решениями внеочередных общих собраний собственников помещений многоквартирного жилого дома от 29 января и 25 июля 2018 года, в связи с чем эти нарушения не могут являться основанием для применения такой исключительной меры ответственности как ликвидация юридического лица.
Соответствующий вывод судов судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда считает правильным, поскольку он согласуется как с положениями подпункта 1 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, так и с правовыми позициями Конституционного суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 18 июля 2003 года N 14-П, а также с разъяснениями, приведёнными в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", согласно которым, исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, нарушения требований закона, даже при условии их доказанности, сами по себе не являются безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям; в каждом конкретном случае суд должен оценить существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.
Как уже указывалось выше, решения внеочередных общих собраний собственников помещений многоквартирного жилого дома от 29 января и 25 июля 2018 года, подтвердившие решения общего собрания от 22 октября 2017 года, были приняты соответственно до вынесения и до вступления в законную силу решения Белогорского городского суда Амурской области от 21 мая 2018 года по гражданскому делу N 2-393/2018, на которое ссылалось МКУ "КИО Администрации города Белогорск" в обоснование своих административных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что допущенные нарушения порядка создания ТСЖ "Красноармейская 34" носят неустранимый характер, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, а также на иное толкование норм материального права; они не могут служить предусмотренными статьёй 328 КАС РФ основаниями для отмены решения и апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами при разрешении дела, тогда как правом переоценки доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
Ссылки административного истца на то, что ТСЖ "Красноармейская 34" в настоящее время деятельность по управлению жилым многоквартирным домом фактически не осуществляет, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 9 декабря 2018 года создано другое товарищество собственников жилья - ТСЖ "МКД Красноармейская, 34", не могут являться основанием для отмены состоявшихся по настоящему административному делу судебных актов, поскольку административный иск МКУ "КИО Администрации города Белогорск" о ликвидации ТСЖ "Красноармейская 34" был заявлен со ссылкой на допущенные грубые и неустранимые нарушения при создании данного товарищества собственников жилья (подпункт 1 пункт 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации), а не по иным основаниям.
Таким образом, при разрешении настоящего дела судами были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по административному делу не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белогорского городского суда Амурской области от 9 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 21 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального казённого учреждения "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.