Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Зайцевой О.А, судей Римского Я.А, Тымченко А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Губко Виктора Михайловича на решение Пожарского районного суда Приморского края от 26 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 27 июня 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Губко Виктора Михайловича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, администрации Лучегорского городского поселения Пожарского муниципального района Приморского края, прокуратуре Пожарского района и прокуратуре Приморского края о незаконности действий (бездействия) в исполнении Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А, выслушав объяснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, полагавшей необходимым оставить оспариваемые судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным дела Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Губко В.М. обратился в Пожарский районный суд Приморского края суд с административным иском Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - Управление Росреестра по Приморскому краю), администрации Лучегорского городского поселения Пожарского муниципального района Приморского края (далее - администрация Лучегорского городского поселения), прокуратуре Пожарского района и прокуратуре Приморского края о незаконности действий (бездействия) в исполнении Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ) в государственной регистрации прав. В обоснование заявленных требований указал, что согласно акту от 12 августа 2007 года N 1282 "адрес" являлся общежитием и перешёл в муниципальную собственность Лучегорского городского поселения из собственности Пожарского района Приморского края на основании Закона Приморского края от 28 июня 2007 года N 108-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Пожарским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Пожарского муниципального района" (далее - Закон Приморского края от 28 июня 2007 года N 108-КЗ). Статус общежития, с указанного дома снят и ему присвоен статус жилого дома только 20 июля 2009 года, на основании постановления администрации N 90. Заместителем прокурора Пожарского района 20 июля 2012 года в администрацию Лучегорского городского поселения направлено представление об устранении нарушений и выполнении требования Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ о регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) муниципальной собственности на жилые помещения в указанном жилом доме. Таким образом, на 21 июля 2012 года зарегистрированные в ЕГРП права администрации Лучегорского городского поселения на жилой "адрес" отсутствовали.
Кроме того, ранее решением Пожарского районного суда Приморского края от 26 июля 2007 года по делу N 2-229/2007 суд обязал Адян В.В. предоставить административному истцу свободный доступ в незаконно отчуждённые помещения общего пользования. Несмотря на это 3 октября 2008 года Управление Росреестра по Приморскому краю осуществило регистрацию права собственности Адян В.В. и её детей на "адрес" на основании заключённого с администрацией Лучегорского городского поселения договора социального найма с учётом мест общего пользования. При этом администрация Лучегорского городского поселения не представила доказательства регистрации прав муниципальной собственности на "адрес" ранее чем зарегистрированы права семьи Адян на указанную квартиру. Управлением Росреестра по Приморскому краю в качестве основания для регистрации представлен исправленный, в части указания комнат и площади, договор социального найма с Адян В.В. от 14 января 2005 года, который на момент вынесения решения суда по делу N 2-229/2007 отсутствовал. В ходе регистрации права собственности на указанную квартиру Управлением Росреестра Приморского края юридическая экспертиза представленных на регистрацию документов произведена не была, при этом прокуратура Пожарского района выполнение своего представления направленного в адрес администрации Лучегорского городского поселения не проверяла. Просил установить отсутствие государственной регистрации муниципальной собственности администрации Лучегорского городского поселения в ЕГРП на здание N четвёртого микрорайона, посёлка городского типа Лучегорск, Пожарского муниципального района, "адрес" и его помещений в качестве общежития; здания N четвёртого микрорайона посёлка городского типа Лучегорск, Пожарского муниципального района "адрес" и его квартир в качестве многоквартирного дома; "адрес" расположенной в "адрес" четвёртого микрорайона посёлка городского типа Лучегорск, Пожарского муниципального района, "адрес".
Признать незаконными бездействие Управления Росреестра по Приморскому краю в проведении надлежащей юридической экспертизы документов для регистрации в ЕГРП объекта недвижимости - "адрес" "А", расположенной в "адрес" четвёртого микрорайона посёлка городского типа Лучегорск, Пожарского муниципального района, Приморского края и прав семьи Адян на указанную квартиру; обязать Управление Росреестра по Приморскому краю исключить из ЕГРП запись о регистрации указанного объекта недвижимости, а также чьих-либо прав собственности на него, в том числе семьи Адян и аннулировать свидетельства о регистрации права собственности. Признать незаконным бездействие администрации Лучегорского городского поселения в государственной регистрации ранее возникшего права муниципальной собственности на здание N 10 четвёртого микрорайона посёлка городского типа Лучегорск, Пожарского муниципального района Приморского края и его помещений в качестве общежития и многоквартирного дома и обязать осуществить указанную регистрацию. Признать незаконным бездействие прокуратуры Пожарского района в устранении нарушений прав неопределённого круга лиц и обязать устранить вышеуказанные нарушения закона и нарушения прав неопределённого круга лиц.
Определением судьи Пожарского районного суда Приморского края от 15 января 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Адян В.В, Адян А.В. и Адян А.С.
Решением Пожарского районного суда Приморского края от 26 февраля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 27 июня 2019 года отказано в удовлетворении административных исковых требований Губко В.М. к Управлению Росреестра по Приморскому краю, администрации Лучегорского городского поселения, прокуратуре Пожарского района и прокуратуре Приморского края о незаконности действий (бездействия) в исполнении Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ в государственной регистрации прав.
В кассационной жалобе, поданной административным истцом Губко В.М. в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 14 января 2020 года, через Пожарский районный суд Приморского края 27 декабря 2019 года, ставится вопрос об отмене решения Пожарского районного суда Приморского края от 26 февраля 2019 года и апелляционного определения Приморского краевого суда от 27 июня 2019 года и принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Административный истец Губко В.М, представители Управления Росреестра по Приморскому краю и администрации Лучегорского городского поселения, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых решения Пожарского районного суда Приморского края от 26 февраля 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 27 июня 2019 года в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122 (действовавшего на момент принятия оспариваемого действия (бездействия)) государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
Статья 13 указанного Федерального закона закрепляла порядок проведения государственной регистрация прав, одним из обязательных этапов которого являлись приём документов, представленных для государственной регистрации прав и их регистрация, а также правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122 проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Основания для отказа в государственной регистрации прав, прекращения государственной регистрации прав, порядок отказа устанавливались статьёй 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122.
Согласно статье 11 Закона Приморского края от 28 июня 2007 года N 108-КЗ орган местного самоуправления Пожарского муниципального района Приморского края обязан передать, а орган местного самоуправления Лучегорского городского поселения обязан принять движимое и недвижимое имущество согласно приложению к настоящему Закону. Право собственности на движимое и недвижимое имущество, передаваемое в соответствии с настоящим Законом, возникает со дня вступления в силу настоящего Закона (статья 12 Закона Приморского края от 28 июня 2007 года N 108-КЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании Закона Приморского края от 28 июня 2007 года N 108-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Пожарским муниципальным районом и посёлками, образованными в границах Пожарского муниципального района" у Лучегорского городского поселения возникло право собственности на здание N 10 четвёртого микрорайона посёлка городского типа Лучегорск, Пожарского муниципального района Приморского края. Управлением Росреестра по Приморскому краю зарегистрировано право общей долевой собственности Адян В.В, Адян А.С. и Адян А.В. (по 1/3 доле в праве собственности) на объект недвижимости: 3-комнатная квартира, назначение: жилое, общая площадь "адрес", посёлок городского типа Лучегорск, микрорайон 4, "адрес" "А" на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 3 октября 2008 года серии N и 077064 соответственно. Согласно данным свидетельствам ограничения (обременения) права не зарегистрировано.
Отказывая в удовлетворении административных требований по административному делу, оценивая представленные доказательства, Пожарский районный суд Приморского края, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, пришёл к обоснованному выводу о том, что права административного истца отсутствием государственной регистрации права муниципальной собственности администрации Лучегорского городского поселения не нарушены. Нарушений требований Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ Управлением Росреестра по Приморскому краю при регистрации права общей долевой собственности на данный объект недвижимости допущено не было. Представленные на регистрацию документы соответствовали требованиям статей 9, 13, 16 и 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ. Оснований для отказа в государственной регистрации прав, предусмотренных статьёй 20 указанного Федерального закона материалы дела не содержат, сведений о наличии обременений и ограничений, препятствующих проведению регистрационных действий в отношении указанной квартиры, в материалы дела не представлено. Документы, явившиеся основанием для проведения государственной регистрации права (договор социального найма, договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 19 мая 2008 года), недействительными в установленном законом порядке не признавались.
Поскольку прокурор в рамках представленных ему полномочий самостоятельно избирает те или иные меры прокурорского реагирования, непринятие мер прокурорского реагирования не препятствует обращению заявителя за защитой своих прав в суд лично, кроме того отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности Лучегорского городского поселения на муниципальное имущество не нарушает права административного истца, не препятствовало оформлению в его собственность 2 комнат в вышеуказанном "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31 августа 2010 года, то доводы истца о наличии бездействия прокуратуры Пожарского района в непринятии дальнейших мер прокурорского реагирования по устранению выявленного нарушения не нашли своего подтверждения.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Обжалуя вынесенные по делу судебные акты, административный истец в кассационной жалобе ссылается, в том числе на то, что решением Пожарского районного суда Приморского края от 26 июля 2007 года установлено: помещения: кухня, ванная, туалет, часть коридора, незаконно отчуждённые и присоединенные к двум комнатам, занимаемым по договору социального найма Адян В.В, дверью и перегородкой в проходном коридоре общежития коридорно-комнатного типа к помещению "адрес", являются муниципальным социального назначения имуществом общего пользования, однако данное решение до сих пор не исполнено. Доказательства регистрации прав муниципальной собственности на "адрес" "А" ранее, чем зарегистрированы права семьи Адян на указанную квартиру ответчиками не представленны.
Вместе с тем указанные доводы, которые являлись предметом тщательной проверки суда первой и апелляционной инстанции, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не усматривается.
Остальные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
В силу части 1 статьи 200 КАС РФ основания для вынесения частного определения, о котором поставлен вопрос в кассационной жалобе, отсутствуют.
Исходя из изложенного, судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пожарского районного суда Приморского края от 26 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 27 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Губко Виктора Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.