Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Дорохова А.П, судей Римского Я.А, Зайцевой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Костроминой Полины Алексеевны на решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 27 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 14 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Костроминой Полины Алексеевны к межмуниципальному отделу по Корсаковскому и Анивскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области об оспаривании действий по государственной регистрации права собственности на жилое помещение и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Костромина П.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к межмуниципальному отделу по Корсаковскому и Анивскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (далее - межмуниципальный отдел по Корсаковскому и Анивскому районам Управления Росреестра по Сахалинской области) о признании незаконным действий, совершённых 6 июня 2019 года по государственной регистрации права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", кадастровый N, возложении обязанности совершить действия по отмене государственной регистрации права собственности. В обоснование заявленных требований указала, что 22 марта 2019 года между ней и Филипчук А.Н. был заключён договор купли-продажи указанной квартиры. 4 апреля 2019 года стороны сделки обратились к административному ответчику и предоставили для государственной регистрации прав на недвижимое имущество необходимый пакет документов. 15 мая 2019 года Костроминой П.А. получено уведомление об отказе в государственной регистрации права, в связи с поступлением в регистрирующий орган заявления от продавца Филипчук А.Н. о прекращении государственной регистрации прав и возврате документов без их проведения. В связи с отказом регистрирующего органа в регистрации права собственности на вышеуказанную квартиру, Костромина П.А. обратилась в Корсаковский городской суд Сахалинской области с отдельным административным исковым заявлением. 6 июня 2019 года государственный регистратор, будучи извещённым надлежащим образом о вышеуказанных обстоятельствах, зарегистрировал право собственности спорной квартиры за Палеховой И.А. При этом, по мнению административного истца, административный ответчик должен был прекратить или приостановить регистрацию права в виду наличия информации о заключении договора купли-продажи квартиры от 22 марта 2019 года.
Просила суд, признать действия межмуниципального отдела по Корсаковскому и Анивскому районам Управления Росреестра по Сахалинской области по государственной регистрации 6 июня 2019 года права собственности на жилое помещение - "адрес", расположенное по адресу: "адрес", кадастровый N незаконными. Возложить обязанность совершить действия по отмене государственной регистрации права собственности.
Решением Корсаковского городского суда Сахалинской области от 27 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 14 ноября 2019 года Костроминой П.А. отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной административным истцом Костроминой П.А. через Корсаковский городской суд Сахалинской области 24 декабря 2019 года и поступившей в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 16 января 2020 года, ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В направленных представителем Управления Росреестра по Сахалинской области возражениях относительно кассационной жалобы указано о необоснованности изложенных в ней доводов и законности принятых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых решения Корсаковскоо городского суда Сахалинской области от 27 августа 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 14 ноября 2019 года в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Частями 3, 4, 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным федеральным законом порядке.
К заявлению прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, что установлено пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ.
В статье 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ указан перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В силу статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 24 мая 2019 года между Филипчуком А.Н. (даритель) и Палеховой И.А. (одаряемый) заключён договор дарения квартиры, по условиям которого даритель передал одаряемому принадлежащую ему на праве собственности "адрес", площадью "данные изъяты" по адресу: "адрес". На основании представленных сторонами сделки заявлений и документов Управлением Росреестра по Сахалинской области 6 июня 2019 гола зарегистрировано право собственности Палеховой И.А. на данную квартиру. Ранее 22 марта 2019 года между Филипчуком А.Н. и Костроминой П.А. был заключён договор купли-продажи вышеуказанной квартиры. 4 апреля 2019 года Филипчук А.Н. и Костромина П.А. обратились в Управление Росреестра по Сахалинской области с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на квартиру от продавца и регистрации права собственности на покупателя. 10 апреля 2019 года в Управление Росреестра по Сахалинской области от Филипчука А.Н. поступило заявление о приостановлении регистрации прав по документам, поданным 4 апреля 2019 года, с указанием причины - желание заявителя. 11 апреля 2019 года Филипчук А.Н. обратился в Управление с заявлением о прекращении государственной регистрации прав на указанную квартиру и возврате ранее предоставленных документов. 15 апреля 2019 года действия по государственной регистрации прав в отношении вышеназванной квартиры приостановлены. 15 мая 2019 года Управлением Росреестра по Сахалинской области отказано в государственной регистрации права собственности (перехода права) на квартиру по договору купли-продажи от 22 марта 2019 года, на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, о чём в адрес административного истца направленно уведомление.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, оценивая представленные доказательства, Корсаковский городской суд Сахалинской области, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда, пришёл к обоснованному выводу о том, что совершённые 6 июня 2019 года Управлением Росреестра по Сахалинской области действия по государственной регистрации права собственности Палеховой И.А. на "адрес", расположенную по адресу: "адрес", соответствуют требованиям Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ и не нарушают права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Обжалуя вынесенные по делу судебные акты, административный истец Костромина П.А. в кассационной жалобе ссылается на то, что межмуниципальным отделом по Корсаковскому и Анивскому районам Управления Рореестра по Сахалинской области неправомерно отказано в государственной регистрации прав на объект недвижимости - "адрес" при наличии заявления одной из сторон и до истечения срока приостановления регистрации. В нарушение действующего законодательства после отказа в регистрации договора купли-продажи спорной квартиры межмуниципальным отделом по Корсаковскому и Анивскому районам Управления Рореестра по Сахалинской области, без уведомления административного истца, зарегистрирован договор дарения на данную квартиру между Филипчук А.Н. и Палеховой И.А, при этом договор купли-продажи на эту квартиру между Костроминой П.А. и Филипчуком А.Н. не расторгнут.
Вместе с тем указанные доводы, которые являлись предметом тщательной проверки суда первой и апелляционной инстанции, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не усматривается.
Остальные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Исходя из изложенного, судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 27 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 14 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Костроминой Полины Алексеевны - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.