Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Одинца Федора Федоровича, поданную 30 декабря 2019 года, на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 9 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Одинца Федора Федоровича к заместителю прокурора Центрального района города Хабаровска Диких Д.Я, заинтересованное лицо прокуратура Хабаровского края о признании ответа заместителя прокурора города Хабаровская Диких Д.Я. от 24 мая 2019 года N 1293ж-2018 незаконным бездействием.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А, выслушав возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя прокуратуры Хабаровского края- прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО7, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Одинец Ф.Ф. обратился в Центральный районный суд города Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать бездействие заместителя прокурора Центрального района города Хабаровска Диких Д.Я, выраженное в письме от 24 мая 2019 года N1293ж-2018, незаконным. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что заместитель прокурора города Хабаровская Диких Д.Я. оспариваемым ответом подтверждает свое бездействие в исполнении своих обязанностей и, используя свое положение, скрывает преступления, совершенные сотрудниками ФИО8, ОП N 4 УМВД России по городу Хабаровску в отношении него (административного истца), а также нарушил положения Федерального закона N 59-ФЗ от 2 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 9 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 ноября 2019 года в удовлетворении административных исковых требований Одинец Ф.Ф. отказано.
В кассационной жалобе, поданной Одинцом Ф.Ф. в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Центральный районный суд города 30 декабря 2019 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений. В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Так, судами изменен предмет искового заявления, а также в судебных актах отсутствуют ссылки на доводы административного истца и основания их отклонения, суд неверно определилбремя доказывания между сторонами.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 23 января 2020 года кассационная жалоба Одинца Ф.Ф, передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились административный истец и административный ответчик, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения представителя прокуратуры Хабаровского края - прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО7, письменные возражения прокуратуры Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Реализация гражданами данного права регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Приказом Генпрокуратуры России от 30 января 2013 года N 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
В силу п. 3.1 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Согласно п. 5.1 Инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Как следует из материалов дела, 19 апреля 2019 года Одинец Ф.Ф. обратился в прокуратуру Хабаровского края с заявлением о предоставлении сведений о получении прокуратурой Хабаровского края проекта представления прокуратуры Индустриального района города Хабаровска об устранении нарушений федерального законодательства и о возможности ознакомления с ним.
29 апреля 2019 года прокуратурой Хабаровского края обращение Одинца Ф.Ф. направлено в прокуратуру города Хабаровска. О чем сообщено Одинцу Ф.Ф. и разъяснено, что проект представления поступил из прокуратуры Индустриального района города Хабаровска 15 апреля 2019 года и находится на рассмотрении, о возможности узнать о результатах рассмотрения проекта представления в прокуратуре Индустриального района города Хабаровска, а также о возможности ознакомления с материалами проверки, проводимой органами дознания, путем обращения с заявлением в ОП N 4 УМВД России по городу Хабаровску.
14 мая 2019 года обращение Одинца Ф.Ф. направлено для рассмотрения по существу в прокуратуру Индустриального района города Хабаровска, где 17 мая 2019 года передано заместителю прокурора Диких Д.Я. для организации рассмотрения.
24 мая 2019 года заместителем прокурора Индустриального района города Хабаровска Диких Д.Я. дан Одинцу Ф.Ф. ответ за N 1293ш-2018, из содержания которого следует, что 17 мая 2019 года из прокуратуры Хабаровского края в адрес прокуратура Центрального района города Хабаровска поступило обращение Одинца Ф.Ф. о привлечении к уголовной ответственности виновных лиц при проведении проверки по сообщению о преступлении; прокуратурой района 24 сентября 2018 года, 29 декабря 2018 года в адрес начальника УМВД России по городу Хабаровску вносились представления об устранении нарушений федерального законодательства, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности; 5 апреля 2019 года прокуратурой района подготовлен проект представления об устранении нарушений федерального законодательства, который направлен в прокуратуру Хабаровского края для рассмотрения вопроса о внесении меры прокурорского реагирования в УМВД России по Хабаровскому краю, и указано на отсутствие объективных данных, указывающих на недобросовестное или небрежное отношение сотрудников ОП N 4 УМВД России по городу Хабаровску, а также на отсутствие со стороны Одинца Ф.Ф. конкретных обстоятельств, подтверждающих совершение должностными лицами ОП N 4 УМВД России по городу Хабаровску указанных в обращении преступлений, предусмотренных статьями 292, 293 УК РФ, а следовательно, и оснований для направления соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании. Ответ получен Одинцом Ф.Ф. 31 мая 2019 года.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу, что обращение Одинца Ф.Ф. рассмотрено в установленный законом порядке уполномоченным лицом, по существу поставленных в обращении вопросов дан мотивированный ответ со ссылками на соответствующие нормы материального права, в связи с чем, при рассмотрении обращения заместителем прокурора Индустриального района города Хабаровска Диких Д.Я. не допущено нарушения права и законных интересов административного истца.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы представленные сторонами доказательства по делу, в том числе заявленные требования и доводы административного истца, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие административного истца с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 9 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 ноября 2019 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Одинца Федора Федоровича - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.