Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дорохова А.П.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Дальневосточного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, поданную 19 декабря 2019 года, на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 5 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 июня 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора к Дальневосточному территориальному управлению Федерального агентства железнодорожного транспорта, заинтересованные лица: Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Дальневосточной железной дороге, Барзенко А.С, Васин А.В, Игнатьков К.А, Кисель О.В, Костенко Д.В, Кравчук В.И, Лютенко Е.Ю, Маликова Т.Б, Микитенко О.И, Плиев Р.М, Ушаков П.А, Черепанов М.А. о признании свидетельств по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности недействительными.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А, объяснения представителя Дальневосточного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта ФИО19, пояснения представителя ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Дальневосточной железной дороге ФИО20, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры ФИО21, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хабаровский транспортный прокурор обратился в Центральный районный суд города Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать недействительными свидетельства NN 003140, 011068, 003151, 003126, 011078, 011025, 011004, 011024, 011080, 003153, 003124, 003171 об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в качестве работников, включенных в состав групп быстрого реагирования, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности Барзенко А.С, Васина А.В, Игнатькова К.А, Кисель О.В, Костенко Д.В, Кравчук В.И, Лютенко Е.Ю, Маликовой Т.Б, Микитенко О.И, Плиева Р.М, Ушакова П.А, Черепанова М.А. (далее - заинтересованные лица). В обоснование заявленных требований прокурор указал, что им проведен анализ состояния законности в сфере соблюдения Федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Дальневосточной железной дороге (далее - филиалом ФГП ВО ЖДТ России на Дальневосточной железной дороге) законодательства о транспортной безопасности, об образовании, в ходе которой установлено, что заинтересованные лица прошли обучение на курсах повышения квалификации в Учебном центре филиала ФГП ВО ЖДТ на Дальневосточной железной дороге, с получением удостоверений о повышении квалификации, в нарушение части 3 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пункта 5 приложения N 8 к приказу Минтранса России от 8 сентября 2014 года N 243 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности", не имея и (или) не получая среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Таким образом, заинтересованные лица - работники Владивостокского и Комсомольского отрядов ведомственной охраны аттестованы в качестве сил обеспечения транспортной безопасности в нарушение пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ), пункты 2, 12 Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2015 года N 172 (далее - Правила аттестации от 26 февраля 2015 года N 172).
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 5 марта 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 июня 2019 года административные исковые требования Хабаровского транспортного прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной Дальневосточным территориальным управлением Федерального агентства железнодорожного транспорта в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Центральный районный суд города Хабаровска 19 декабря 2019 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, и о принятии нового судебного постановления об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Так, Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ не содержит запрета на прохождение аттестации при отсутствии подготовки. Наличие и подготовки, и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности необходимо при принятии решения о допуске работника к выполнению работ по обеспечению транспортной безопасности. Перечень ограничений, не позволяющих выполнять работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, содержится в пунктах 1-7 части 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ и является исчерпывающим. Наличие среднего профессионального или высшего образования не требуется. В отношении заинтересованных лиц по делу был собран весь, предусмотренный законодательством пакет документов, все условия для принятия решения о допуске к проведению проверок были соблюдены, все лица прошли проверку знаний, умений требованиям законодательства о транспортной безопасности. Для допуска к аттестации предоставление удостоверения о прохождении обучения не требуется, как и документа о наличии среднего профессионального и (или) высшего образования. Ограничения у заинтересованных лиц не установлено, свидетельства не истекли, протоколы и решения по итогам проверок и прохождения аттестации не оспаривались, следовательно, отсутствуют основания для признания свидетельств об аттестации недействительными.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 января 2020 года кассационная жалоба Дальневосточного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились заинтересованные лица, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Дальневосточного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта ФИО19, пояснения представителя ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Дальневосточной железной дороге ФИО20, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры ФИО21, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Положениями части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 КАС РФ.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Хабаровской транспортной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ, пунктов 2, 12 Правил аттестации от 26 февраля 2015 года N 172, работники Владивостокского и Комсомольского отрядов ведомственной охраны Ушаков П.А, Черепанов М.А, Кравчук В.И, Кисель О.В, Игнатьков К.А, Костенко Д.В, Плиев Р.М, Микитенко О.И, Маликова Т.Б, Лютенко Е.Ю, Барзенко А.С, Васин А.В. получили свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (далее - сил ОТБ) в качестве работников, включенных в состав групп быстрого реагирования, работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности на транспорте, поскольку не являлись лицами, имеющими среднее профессиональное и (или) высшее образование или получающим среднее профессиональное и (или) высшее образование, в нарушение части 3 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ), пункта 5 Приложения N5 к приказу Минтранса России от 8 сентября 2014 года N 243 не имели правовых оснований для прохождения обучения на курсах повышения квалификации в Учебном центре филиала ФГП ВО ЖДТ на Дальневосточной железной дороге.
22 октября 2018 года по итогам вышеуказанной проверки Хабаровской транспортной прокуратурой составлен акт проверки.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ подготовка сил ОТБ осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Согласно части 2 статьи 12.1 Федерального закона 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ силы ОТБ подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством РФ.
Пунктом 3 Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 31 июля 2014 года N 212, установлено, что подготовка сил ОТБ направлена на приобретение знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, и необходимых для выполнения силами ОТБ работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а также на непрерывное профессиональное образование сил ОТБ и осуществляется посредством реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ приказом Министерства транспорта РФ от 8 сентября 2014 года N 243 утверждены Типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил ОТБ.
В пункте 5 Приложения N 5 к приказу Министерства транспорта РФ от 8 сентября 2014 года N 243 указано, слушателями Типовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях ОТБ, могут быть лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Согласно части 1 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
При этом к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (часть 3 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ).
Порядок проведения аттестации сил ОТБ устанавливается Правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2015 года N 172.
Согласно пункту 8 Правил аттестации от 26 февраля 2015 года N 172, аттестация проводится в отношении лиц, не имеющих ограничений на выполнение работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, установленных пунктами 1 - 7 статьи 10 Федерального закона.
Пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ установлены ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с ОТБ, в соответствии с которым, работы, непосредственно связанные с ОТБ, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим ФЗ, подготовку и аттестацию сил ОТБ.
Приказом Министерства транспорта РФ от 3 ноября 2015 года N 325 утвержден перечень документов, представляемых в целях аттестации сил ОТБ в орган аттестации субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности или организацией, претендующей на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности, в который в частности, входит копия документа (документов) об образовании аттестуемого лица (пункт 8).
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу, что обучение ответственных за ОТБ работников, тот есть повышение квалификации и последующая их аттестация, процедуры обязательные.
Так, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности перевозчики (юридические лица и индивидуальные предприниматели), в частности, владеющие различными объектами транспортной инфраструктуры, подлежащими категорированию согласно Федерального закона от 9 февраля 2997 года N16-ФЗ, обязаны, среди прочего, соблюдать ряд требований в области ОТБ.
Применимо к объектам транспортной инфраструктуры ОТБ достигается путем использования работников - сил ОТБ, имеющих отношение к обеспечению безопасности на объекте транспортной инфраструктуры, уровень квалификации и подготовки которых должен удовлетворять ряду требований.
Также, силы ОТБ в обязательном порядке должны быть аттестованы, однако к аттестации допускаются только лица, освоившие дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил ОТБ.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами по делу, что определением Железнодорожного районного суда города Хабаровска производство по административному исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора о признании недействительными удостоверений о повышении квалификации в учебном центре ФГП ВО ЖДТ России на Дальневосточной железной дороге о прохождении обучения Барзенко А.С, Васиным А.В, Игнатьковым К.А, Кисель О.В, Костенко Д.В, Кравчук В.И, Лютенко Е.Ю, Маликовой Т.Б, Микитенко О.И, Плиевым Р.М, Ушаковым П.А, Черепановым М.А. и иными лицами, прекращено в связи с добровольным исполнением требований прокурора. Удостоверения о повышении квалификации аннулированы.
Кроме этого, вопреки доводам кассационной жалобы, в перечень документов, представляемых в целях аттестации сил ОТБ в орган аттестации, в частности, входит копия документа (документов) об образовании, а именно среднего профессионального или высшего образования аттестуемого лица.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие административного ответчика с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 5 марта 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Дальневосточного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.