Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Восканян Оксаны Васильевны, поданную 15 января 2020 года, на решение Петропавловск-Камчатского городского суда от 24 апреля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 25 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Восканян Оксаны Васильевны к Контрольному управлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, заинтересованные лица: администрация Петропавловск-Камчатского городского округа, начальник Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным Заключения об обследовании земельного участка от 18 февраля 2016 года N 05.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Восканян О.В. обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с вышеназванным административным исковым заявлением и просила признать незаконным заключение Комиссии Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 18 февраля 2016 года N 05 об обследовании земельного участка, расположенного по адресу: "адрес". В обоснование заявленных требований Восканян О.В. указала, что на основании обращения депутата Законодательного Собрания Камчатского края ФИО9 о необходимости проведения проверки и мероприятий по освобождению земельных участков в кадастровом квартале 41:01:0010113, расположенного по адресу: "адрес", приказом начальника Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО10 от 17 декабря 2016 года N 12-П была создана Комиссия, уполномоченная на проведение рейдовой проверки, в состав которой вошли специалисты Административно-контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. В результате обследования земельного участка, в связи с отсутствием действующих правоустанавливающих документов на размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, принято решение о направлении материалов в МКУ "Управление благоустройства города Петропавловск-Камчатского", для проведения мероприятий. Считает, что оспариваемое Заключение противоречит пунктам 6.1 и 5.9.1 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 февраля 2012 года N 490-нд "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Петропавловск-Камчатского городского округа"; отсутствуют сведения, подтверждающие полномочия начальника Контрольного управления на формирование Комиссии, уполномоченной на проведение рейда.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 24 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 25 июля 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований Восканян О.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной Восканян О.В. в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Петропавловск-Камчатский городской суд 15 января 2020 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и о принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, неполное исследование обстоятельств дела. Так, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие полномочия начальника Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО10 на формирование Комиссии, а также доказательства лигитимности данной комиссии. Кроме этого, она, как собственник нестационарного торгового объекта, не была извещена о проведении муниципального земельного контроля. На момент вынесения оспариваемого Заключения, Комиссия не располагала сведениями об отсутствии правоустанавливающих документов у Восканян О.В. торгового объекта. Восканян О.В. вообще была лишена возможности участвовать при проведении проверки, давать объяснения, а также указывать в актах проверок о несогласии с изложенными в них выводами. В нарушение норм процессуального права, судом не были привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц МКУ "Управление благоустройства города Петропавловск-Камчатского" и ООО ФИО13.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 31 января 2020 года кассационная жалоба Восканян О.В. передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно статье 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением, в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений, требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5, 6 статьи 72 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 2 статьи 72 Земельного кодекса РФ установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи.
Муниципальный земельный контроль на территории Петропавловск-Камчатского городского округа осуществляется на основании Решения городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 февраля 2012 года N 490-нд "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" (в ред. от 28 января 2016 года) (далее - Решение).
Пунктом 1.2 Решения предусмотрено, что под муниципальным земельным контролем понимается деятельность администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в лице ее уполномоченного органа по контролю за использованием земли как природного объекта и природного ресурса, земельных участков и частей земельных участков на территории городского округа, включая организацию и проведение проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами, законами Камчатского края и муниципальными правовыми актами городского округа.
В соответствии с пунктом 1.4. Решения уполномоченным органом администрации, осуществляющим муниципальный земельный контроль на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, является Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Муниципальный земельный контроль в отношении земель на территории городского округа осуществляется в форме рейдовых проверок по заявлениям и сообщениям физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления городского округа, содержащим сведения о нарушениях земельного законодательства, а также правовых актов городского округа в сфере земельных отношений (пункт 5.1. Решения).
Согласно пункту 5.3. Решения плановый (рейдовый) осмотр, обследование осуществляется комиссией в составе не менее трех человек на основании приказа руководителя уполномоченного органа. В состав комиссии включаются муниципальный инспектор и два специалиста уполномоченного органа. При обнаружении комиссией признаков самовольного размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и необходимости решения вопроса освобождения самовольно занятых земельных участков, демонтажа и (или) вывоза соответствующих объектов, в состав комиссии дополнительно включаются специалист Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, специалист муниципального казенного учреждения "Управление благоустройства города Петропавловска-Камчатского", специалист Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, специалист Управления городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
В соответствии с пунктом 5.4. Решения приказ уполномоченного органа о проведении рейдовой проверки должен содержать следующие сведения: дату начала и срок проведения рейдовой проверки (срок проведения рейдовой проверки не может превышать 15 рабочих дней);основание рейдовой проверки (заявление или сообщение о нарушениях, либо непосредственное обнаружение муниципальным инспектором нарушений земельного законодательства, а также правовых актов городского округа в сфере земельных отношений); персональный состав комиссии.
По результатам обследования земель (земельных участков) оформляется заключение об обследовании по форме согласно приложению 5 к настоящему Решению (пункт 5.5. Решения).
На основании пункта 5.9.1. Решения, в случае обнаружения в ходе муниципального земельного контроля нарушений, комиссией может быть принято решение о самозащите права в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 9 февраля 2016 года в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа поступило обращение депутата Законодательного Собрания Камчатского края ФИО9 о проведении мероприятий по освобождению земельного участка от нестационарного торгового объекта (киоска), размещенного по адресу: "адрес", принадлежащего Восканян О.В, без правоустанавливающих документов.
Приказом начальника Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Иванинова С.Г. от 17 февраля 2016 года N 12-П назначено проведение рейдовой проверки в период с 18 февраля 2016 года по 19 февраля 2016 года, и утвержден состав Комиссии, уполномоченной на проведение рейдовой проверки.
В ходе проведенной комиссией Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа рейдовой проверки 18 февраля 2016 года, установлено, что на земельном участке с кадастровым кварталом 41:01:0010113, местоположение земельного участка: "адрес", не являющийся объектом капитального строительства расположен павильон "ПИВО", в отсутствие правоустанавливающих документов, по результатам которой вынесено Заключение об обследовании земель (земельного участка) N 05 от 18 февраля 2016 года о принятии решения в соответствии с пунктом 6.1 и на основании пункта 5.9.1 Решения от 28 февраля 2012 года N 490-нд "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" о самозащите права в рамках Гражданского кодекса РФ и о направлении материалов в МКУ "Управление благоустройства города Петропавловск-Камчатский" для проведения мероприятий в соответствии с разделом 6 указанного Решения.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о легитимности комиссии Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и законности принятого ею Заключения об обследовании земель (земельного участка) N05 от 18 февраля 2016 года, в связи с чем, не нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца.
Доводы кассационной инстанции о том, что Восканян О.В, как собственник нестационарного торгового объекта, не была извещена о проведении рейдовой проверки, в связи с чем, была лишена возможности участвовать при проведении проверки, давать объяснения, а также указывать в актах проверок о несогласии с изложенными в них выводами, является несостоятельным, поскольку действующим законодательством на комиссию, уполномоченную на проведение рейдовой проверки, не возложена вышеуказанная обязанность.
Вопреки доводам кассационной жалобы, начальник Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа правомочен на формирование Комиссии, уполномоченной на проведение рейдовой проверки.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд не привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц МКУ "Управление благоустройства города Петропавловск-Камчатский" и ООО ФИО13 также не влияют на правильность обжалуемых судебных актов, поскольку сам факт признания либо отказа в признании незаконным заключения Комиссии Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 18 февраля 2016 года N 05 об обследовании земельного участка их права и обязанности при разрешении настоящего административного дела не затрагивает, в связи с чем процессуального нарушения не образует.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам Восканян О.В. и ее представителей в суде апелляционной инстанций, несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда от 24 апреля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 25 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Восканян Оксаны Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.