Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шевцовой Т.С.
судей Ковалёва С.А, Воробьевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Хабаровского гарнизона к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести ремонт многоквартирных домов, устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности
по кассационной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 27.06.2019, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 09.10.2019.
Заслушав доклад судьи Ковалёва С.А, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры РФ Маторину О.А, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Военный прокурор Хабаровского гарнизона обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, в обоснование указал, что ДД.ММ.ГГГГ между Минобороны России и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации N З-УЖФ/ВВО-1 (далее - Договор), в соответствии с которым последние приняли на себя обязательства по управлению с ДД.ММ.ГГГГ жилыми домами Минобороны России, в том числе и многоквартирными домами (далее - МКД), расположенными по адресу: "адрес". Ответственность за обслуживание (содержание) вышеуказанных МКД возложена на структурное подразделение юридического лица - филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу.
ДД.ММ.ГГГГ военной прокуратурой Хабаровского гарнизона совместно со специалистом инспекции государственного пожарного надзора и профилактических работ по Восточному военному округу выявлены нарушения допущенные должностным лицами ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России при обслуживании и содержании многоквартирных домов, расположенного по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ в результате проверки военной прокуратуры Хабаровского гарнизона совместно с врачом по общей гигиене организационного отдела ФГКУ "1029 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Минобороны России выявлены нарушения, допущенные управляющей организацией ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, при обслуживании и содержании многоквартирных домов (общедомового имущества) и придомовой территории, расположенных по адресу: "адрес".
С учетом измененных исковых требований прокурор просил суд обязать ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести текущий ремонт многоквартирных жилых домов ДОС NN 3, 4, 5, 10 закрытого военного городка N N, расположенного в "адрес" и благоустройство прилегающей территории: благоустроить подъездные пути к двум площадкам для сбора твердых бытовых отходов, расположенных на расстоянии 30 м. от жилого дома N 10 и в районе нежилых домов; очистить мусорные контейнеры и прилегающую к ним территорию от твердых бытовых и крупногабаритных отходов; провести санитарно-гигиенические мероприятия на контейнерных площадках; оборудовать мусорные контейнеры закрывающимися крышками; организовать ежедневный вывоз мусора; устранить сброс сточных вод на водосборную площадь в черте военного городка; организовать подачу воды, соответствующей установленным требованиям по органолептическим показателям; спланировать территорию первого пояса зоны санитарной охраны для отвода поверхностных стоков на скважине N 53; оборудовать дорожку к павильону твердым покрытием; оградить по периметру территорию, прилегающую к скважине N 53; установить границу пояса зоны санитарной охраны в радиусе 30 м, со всех сторон от скважины; герметизировать устья и оголовки на скважинах N N и N N, исключить возможность микробного загрязнения питьевой воды через не плотности крышки люка; оборудовать скважины аппаратурой для систематического контроля за фактическим дебитом; организовать лабораторные исследования питьевой воды; организовать контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; организовать ведение документального учета водоснабжения добываемой воды на водонасосной станции; организовать осуществление регистрации аварийных ситуаций в системе водоснабжения; постоянно проводить медицинский осмотр, гигиеническое обучение определения остаточного хлора, регистрацию инструктажей персонала водопроводного хозяйства;
благоустроить проезды на придомовых территориях; провести ремонт бетонных козырьков над входными дверьми жилых домов; провести ремонт кровли в жилых домах NN 3, 4 и 10; провести ремонт стен и потолков в подъездах жилых домов NN 3, 4 и 10; в подъездах жилых домов оборудовать электрические светильники защитными колпаками; оборудовать разветвительные электрические коробки защитными крышками; устранить соединение токоведущих жил при помощи скруток (изоляция проводов в таких местах имеет следы оплавления); устранить недостатки требований пожарной безопасности (распределительные электрические щиты и распределительные щитки не имеют надписей указывающих назначение отдельных цепей; в ДОС N 10 (подъезд N 2 первый этаж) в электрическом распределительном щитке вместо калиброванных предохранителей установлены соединительные перемычки; электрический распределительный щит в ДОС N 10 (подъезд N 2 первый этаж) и электрические распределительные щитки на квартиры в ДОС NN 3, 4 и 5 не очищены от пыли и грязи; электрические провода эксплуатируются с нарушением соединений (соединения при помощи скруток) и изоляции (изоляция оплавлена провода не закодированы); в подъезде N 2 ДОС N 4 на пути эвакуации (первый этаж, лестничный марш имеет деформацию и разрушения конструкций), не соответствует проектному решению и конструкции лестничного марша, имеет место отсутствие перил, или перила выполнены не по всему лестничному маршу, при высоте лестниц более 45 см.; проемы выходов на кровлю из лестничных клеток не имеют противопожарных заполнений (люки не противопожарные)).
Решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 27.06.2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 09.10.2019 исковые требования исковые требования удовлетворены частично: возложена обязанность на федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации выполнить ремонт и устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах ДОС NN 3, 4, 5, 10 закрытого военного городка N 9, расположенного в п.Сергеевка Хабаровского района Хабаровского края, а именно:
- благоустроить подъездные пути к двум площадкам для сбора твердых бытовых отходов, расположенных на расстоянии 30 м. от жилого дома N 10 и в районе нежилых домов;
- очистить мусорные контейнеры и прилегающую к ним территорию от твердых бытовых и крупногабаритных отходов;
- провести санитарно-гигиенические мероприятия на контейнерных
площадках;
- оборудовать мусорные контейнеры закрывающимися крышками;
- организовать ежедневный вывоз мусора;
- провести работы по исключению сброса сточных вод на водосборную площадь в черте военного городка;
- организовать подачу воды, соответствующей по органолептическим показателям;
- спланировать территорию первого пояса зоны санитарной охраны для отвода поверхностных стоков на скважине N 53;
- оборудовать дорожку к павильону твердым покрытием;
- установить ограждение по периметру территории, прилегающей к скважине N53;
- организовать мероприятия по установлению границы пояса зоны санитарной охраны в радиусе 30 м, со всех сторон от скважины;
- загерметизировать устья и оголовки на скважинах N 22 и N 53;
- провести работы по исключению возможности микробного загрязнения литьевой воды через неплотности крышки люка;
- оборудовать скважины аппаратурой для систематического контроля за фактическим дебитом воды;
- организовать лабораторные исследования питьевой воды;
- организовать контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- организовать ведение документального учета водоснабжения добываемой воды на водонасосной станции;
- организовать осуществление регистрации аварийных ситуаций в системе водоснабжения;
- организовать мероприятию по проведению медицинского осмотра, гигиеническому обучению определения остаточного хлора, регистрации инструктажей персонала водопроводного хозяйства;
- благоустроить проезды на придомовых территориях;
- провести благоустройство придомовой территории;
- провести ремонт бетонных козырьков над входными дверьми жилых домов;
- провести ремонт кровли в жилых домах NN3, 4, 10;
- провести ремонт стен и потолков в подъездах жилых домов NN 3, 4, 10;
- оборудовать электрические светильники в подъездах жилых домов защитными колпаками;
- оборудовать разветвительные электрические коробки защитными крышками;
- устранить соединение токоведущих жил при помощи скруток;
- провести работы по указанию надписей назначения отдельных цепей в распределительных электрических щитах и распределительных щитках домов;
- установить в электрическом распределительном щитке в ДОС N 10 (подъезд N 2, первый этаж) вместо соединительных перемычек калиброванные предохранители;
- очистить электрический распределительный щит в ДОС N 10 (подъезд N 2, первый этаж), электрические распределительные щитки на квартиры в ДОС N3, 4, 5 от пыли и грязи;
- провести работы по устранению соединений электрических проводов при помощи скруток, нарушению изоляции проводов;
- на первом этаже подъезда N 2 ДОС N 4 установить перила по всему лестничному маршу;
- установить в проемах выходов на кровлю из лестничных клеток противопожарные люки.
Установить срок исполнения решения суда 1 (один) год с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчика поставлен вопрос об отмене указанных судебных постановлений как незаконных.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При проверке материалов дела и доводов кассационной жалобы, судебной коллегией по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции таких оснований по настоящему делу не установлено.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.п. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации создано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы".
Пунктом 2 Приказа установлено, что функции и полномочия учредителя ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны России осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Приказа и п.п. 12 и 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ", утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.03.2017 N 607, основной деятельностью Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно Положению о Филиале ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (по ВВО), утвержденному 26.12.2018 основными целями деятельности учреждения являются управление и эксплуатация объектов жилищного фонда и придомовой территории в соответствии с действующими нормативами (п.11).
Судами установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Минобороны России и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации N3-УЖФ/ВВО-1, в соответствии с которым ответчик принял на себя обязательства по управлению с 26.09.2017 жилыми домами Минобороны России, в том числе многоквартирными домами ДОС NN3, 4, 5, 10, расположенными по адресу: "адрес". Установлен факт наличия указанных прокурором нарушений требований жилищного законодательства, санитарно-эпидемиологических и противопожарных норм и правил, ответчиком не оспаривался.
Разрешая спор, суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, с учетом приведенных положений действующего законодательства и установленных фактических обстоятельств, исходил из того, что для устранения выявленных военным прокурором нарушений необходимо провести ремонт многоквартирных жилых домов ДОС NN 3, 4, 5, 10 закрытого военного городка N N, расположенного в "адрес", обеспечить выполнение санитарно-эпидемиологических требований при заборе, очистке, подаче воды в многоквартирные дома, содержании многоквартирных домов, при сбросе сточных вод, обеспечить выполнение требований пожарной безопасности многоквартирных домов, данная обязанность возложена на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, как на лицо, которому многоквартирные дома переданы в управление, однако ответчиком не исполнена.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленным Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу требований ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 2.4 заключенного договора управления в отношении передаваемого в управление жилищного фонда управляющая организация приобретает права и обязанности по его управлению, обслуживанию, содержанию и эксплуатации. В соответствии с п. 3.1.1 данного договора управляющая организация обязана осуществлять управление жилищным фондом в соответствии с условиями договора, требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов и иных правовых актов, также: обеспечивать содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества; осуществлять контроль за соблюдением заключаемых во исполнение обязательств по данному договору договоров с иными лицами.
На основании указанных норм и пунктов договора судебная коллегия по гражданским делам кассационного суда соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции о наличии у "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации обязанности по устранению заявленных прокурором нарушений.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенного нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 27.06.2019, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 09.10.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.