Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мертиковой В.А.
судей Куликовой И.И, Симаковой М.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ванинского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о возложении обязанности
по кассационной жалобе ОАО "Российские железные дороги"
на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 29 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 25 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мертиковой В.А, выслушав объяснения представителя ОАО "Российские железные дороги" Коноваловой О.А, поддержавшего доводы кассационного жалобы, прокурора Бобылевой О.А, возражавшего против отмены обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия
установила:
Ванинский транспортный прокурор Дальневосточной транспортной прокуратуры обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности. В обоснование иска указал, что в ходе проведения прокурорской проверки установлена эксплуатация ОАО "РЖД" на участке обслуживания Советско-Гаванской дистанции пути стрелочных переводов с просроченным тоннажем. Эксплуатируемые на деревянных брусьях стрелочные переводы N 13 (правое направление) главный путь, N 16 (левое направление) главный путь, N 20 (правое направление) главный путь, N 24 (правое направление) главный путь, N 28 (правое направление) главный путь, расположенные на железнодорожной станции Советская Гавань-сортировочная Дальневосточной железной дороги, в нарушение действующих норм имеют просроченный тоннаж 546, 4 млн. тонн брутто, 594, 6 млн. тонн брутто, 457, 5 млн. тонн брутто, 798, 4 млн. тонн брутто, 812, 4 млн. тонн брутто, соответственно, при норме 300 млн. тонн брутто. Срок службы указанных стрелочных переводов в годах составляет 31 год, 23 года, 26 лет, 50 лет, соответственно, при норме 25 лет. Эксплуатация стрелочных переводов с просроченным тоннажем не отвечает требованиям безопасности, что создает реальную угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, нанести ущерб имуществу неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, экологический ущерб.
Прокурор просил суд обязать ОАО "РЖД" не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести капитальный ремонт стрелочных переводов N 13 (правое направление) главный путь, N 16 (левое направление) главный путь, N 20 (правое направление) главный путь, N24 (правое направление) главный путь, N 28 (правое направление) главный путь, расположенных на железнодорожной станции Советская гавань - сортировочная Дальневосточной железной дороги.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 29 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 25 октября 2019 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ОАО "Российские железные дороги" просит отменить судебные постановления, состоявшиеся по данному делу, отказать в удовлетворении иска. Полагает, что судами не дана надлежащая оценка доказательствам, что не позволило суду правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела. Проверка прокуратуры проводилась по документам, представленным ответчиком, без выхода на место, без проведения диагностики участка железнодорожного пути. В то же время фактический срок эксплуатации стрелочного перевода N 16 (левое направление) ст. Советская Гавань-Сортировочная составляет 22 года, что менее нормативного срока службы. Все перечисленные прокурором стрелочные переводы находятся на отрезке пути с малоинтенсивным движением, что не свидетельствует о необходимости проведения капитального ремонта, который должен проводиться по фактическому состоянию пути, после его диагностики.
Кроме того, прокурором при обнаружении нарушений закона могли быть приняты меры прокурорского реагирования в виде внесения представления об устранении таких нарушений, а в случае его неисполнения - возбуждено дело об административно правонарушении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены оспариваемых судебных постановлений.
При разрешении спора суд установил, что Ванинской транспортной прокуратурой Дальневосточной транспортной прокуратуры проведен анализ соблюдения законности при обеспечении безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В ходе проверки выявлено, что ОАО "Российские железные дороги" на участке обслуживания Советско-Гаванской дистанции пути допускают эксплуатацию стрелочных переводов с просроченным тоннажем.
В частности, эксплуатируемые ПЧ-19 на деревянных брусьях стрелочные переводы N 13 (правое направление) главный путь, N 16 (левое направление) главный путь, N 20 (правое направление) главный путь, N 24 (правое направление) главный путь, N 28 (правое направление) главный путь, расположенные на железнодорожной станции Советская Гавань-сортировочная Дальневосточной железной дороги, имеют просроченный тоннаж: 546, 4 млн. тонн брутто, 594, 6 млн. тонн брутто, 457, 5 млн. тонн брутто, 798, 4 млн. тонн брутто, 812, 4 млн. тонн брутто, соответственно, при норме 300 млн. тонн брутто. Кроме того, срок службы указанных стрелочных переводов в годах составляет 31 год, 23 года, 26 лет, 50 лет, соответственно, при норме 25 лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Обеспечение безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта и объектов его инфраструктуры возложено на их владельцев и иных участников перевозочного процесса нормами статьи 20 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статьей 80 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта".
Исходя из установленных обстоятельств, требований указанных норм, того факта, что ОАО "РЖД" является единым хозяйствующим субъектом, осуществляющим эксплуатацию, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, обязанность осуществить капитальный ремонт стрелочных переводов обоснованно возложена на ответчика.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что проверка прокуратуры проводилась по документам, не влияет на правильность выводов суда. Также не свидетельствует о нарушении судом норм права обращение прокурора непосредственно в суд без применения иных мер прокурорского реагирования.
То обстоятельство, что стрелочный перевод N 16 (левое направление) главный путь имеет срок эксплуатации менее нормативного, не освобождает ОАО "РЖД" от обязанности произвести его ремонт, поскольку на данном переводе имеется превышение тоннажа. Согласно пункту 7.2 распоряжения ОАО "РЖД" от 31 декабря 2015 года N 3212р, которое применено судом при разрешении спора, при назначении работ по видам ремонтов обязательным условием является наработка пути до нормативного ресурса (в млн.т.бр) или нормативного срока службы (в годах).
Выводы суда по существу спора являются правильными, поэтому оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 390 ГПК РФ, определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 29 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 25 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.