Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Сучковой Е.Г, Вольной Е.Ю, при секретаре Ковалевой С.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N3а-131/2019) по административному исковому заявлению администрации г. Омска к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Омской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ года N N
по апелляционной жалобе представителя административного истца администрации г. Омска - ФИО1 на решение Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление администрации г. Омска оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вольной Е.Ю, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация г. Омска обратилась в Омский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ N, которым удовлетворено заявление ФИО5 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, государственная собственность на который не разграничена, площадью 19 153 кв.м, местоположение которого установлено примерно в 580 м. от ориентира - жилого дома с почтовым адресом: "адрес", и определении ее в размере рыночной стоимости - 19 051 000 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области.
Решением Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление администрации г. Омска оставлено без удовлетворения.
Представитель административного истца администрации г..Омска - ФИО1 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска. Не соглашается с выводами суда о том, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N составляет 5 078, 50 руб./кв.м, в результате чего неправильно определена кадастровая стоимость образованного из него спорного земельного участка с кадастровым номером N. Кадастровая стоимость выделенного земельного участка подлежит определению путем умножения его площади на удельный показатель кадастровой стоимости участка с кадастровым номером N в размере 2 444 руб./кв.м. Несвоевременность исполнения административными ответчиками вступившего в законную силу решения Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N не делает возможным игнорирование содержания данного решения. Результаты государственной кадастровой оценки земель "адрес", утвержденные приказом "адрес" N, не могут применяться к определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N. Суд неправомерно не учел, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка не относится к числу кадастровых сведений о земельном участке, содержащихся в записи кадастра недвижимости в отношении земельного участка.
Кроме того, в нарушение положений статей 24.11, 24.17, 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" комиссией рассмотрено повторное требование ФИО5 об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, определенной ранее на основании решения Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ По мнению апелляната, юридически правомерный раздел участка с кадастровым номером N мог произойти только ДД.ММ.ГГГГ, когда в ЕГРН было зарегистрировано право аренды на земельный участок с кадастровым номером N и уменьшение площади участка с кадастровым номером N. В указанную дату мог быть произведен кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N, как самостоятельного объекта гражданского оборота.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов, Управлением Росреестра по Омской области представлены возражения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
На основании пунктов 1 - 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N316, действовавших до 01 января 2019 года, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Во исполнение указанных правовых норм Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания N222).
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Частью первой статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В силу абзаца тридцать шестого статьи 24.18 названного Федерального закона решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Порядок создания и деятельности комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по "адрес" установлены положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО5 на основании договора аренды N N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом имущественных отношений администрации города Омска и ФИО5, является арендатором земельного участка с кадастровым номером N государственная собственность на который не разграничена, площадью 19 153 кв.м, местоположение которого установлено примерно в 580 м. от ориентира - жилого дома с почтовым адресом: "адрес", размер арендной платы за земельный участок исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка в размере 97 268 510, 5 рублей.
Указанный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером N, площадью 136 476 кв.м, местоположение которого установлено в 372 м. северо-западнее относительно двухэтажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: "адрес" Кировском административном округе.
Вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, решением Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере его рыночной стоимости, равной 333 547 000 рублей, определен период действия установленной кадастровой стоимости - с ДД.ММ.ГГГГ до даты утверждения новой кадастровой оценки.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 97 268 510, 5 руб. Указанная кадастровая стоимость определена актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 5 078, 50 руб./кв.м, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по "адрес" с целью пересмотра указанных результатов путем установления кадастровой стоимости данного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 19 051 000 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, установленной на основании отчета об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным оценщиком ООО " "данные изъяты"" ФИО6
Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N заявление ФИО5 удовлетворено, определена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке.
Полагая решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по "адрес" незаконным, администрация "адрес" обратилась в суд с соответствующими требованиями, указав, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N должна быть получена путем умножения площади выделенного земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка с кадастровым номером N в размере 2 444 руб./кв.м.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N соответствовало положениям пункта 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, пунктов 1.2, 2.1.17, 2.1.18 Методических указаний N, а поскольку образованный в результате раздела земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, оснований для определения кадастровой стоимости с учетом решения от ДД.ММ.ГГГГ не имелось. Суд принял во внимание, что достоверность выводов оценщика об итоговой величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости не подвергнута сомнению участниками процесса, каких-либо возражений относительно выводов оценщика в ходе разбирательства не приведено. Решение Комиссии принято уполномоченным органом, правомочным составом, форма решения соответствует Приказу Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, процедура принятия решения Комиссией не нарушена.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний N, действовавших в спорный период, они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Методических указаний N предусматривается, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца третьего части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Поскольку в данном случае на момент раздела земельного участка с кадастровым номером N и внесения сведений об этом в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ его удельный показатель составлял 5 078, 50 руб./кв.м, судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о правомерном применении удельного показателя, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ N-п, и установлении рыночной стоимости по состоянию на эту же дату.
При этом, ни Методическими указаниями N, ни каким-либо другим нормативно-правовым актом орган кадастрового учета не уполномочен самостоятельно вести расчет (определение) удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков. При определении кадастровой стоимости земельного участка орган кадастрового учета обязан использовать значение удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденное при проведении государственной кадастровой оценки земель соответствующей категории и оценочной группы (либо для соответствующего земельного участка).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Между тем, решением Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка была определена для земельного участка с кадастровым номером N, соответственно она не может использоваться для определения кадастровой стоимости нового земельного участка. При этом, вопреки доводам административного истца, решением суда от ДД.ММ.ГГГГ удельный показатель не устанавливался.
С учетом данного обстоятельства вывод суда первой инстанции о том, что при разделе земельного участка кадастровая стоимость образованного земельного участка определяется по общим правилам, установленным Методическими указаниями N, в частности в соответствии с п.п. 1.2, 2.1.17, 2.1.18 следует признать верными.
Данная позиция согласуется также с положениями пункта 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", который устанавливает, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
При названных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что при разрешении заявленных требований судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем, у судебной коллегии не имеется оснований для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции занимаемой в суде первой инстанции, по существу направлены к иной оценке установленных по делу обстоятельств и положений закона, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Доводов, ставящих под сомнение или опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Омского областного суда от 25 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Омска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.