Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Агафонова Е.В., рассмотрев жалобу Арабова Ж. на вступившие в законную силу постановление судьи Басманного районного суда г.Москвы от 31 июля 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 28 августа 2018 года, вынесенные в отношении Арабова Жонибека по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Басманного районного суда г.Москвы от 31 июля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 28 августа 2018 года, Арабов Ж. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Арабов Ж. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 данной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Отношения в сфере миграционного учета и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, которые определяют права и обязанности участников данных отношений, в том числе устанавливают ответственность иностранных граждан за нарушение режима пребывания в Российской Федерации.
Как следует из положений названного Федерального закона и неоднократно указано Конституционным Судом Российской Федерации, в том числе в Определениях от 16 декабря 2010 года N 1680-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1297-О-О, необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
Одним из таких элементов является обязанность иностранного гражданина встать на миграционный учет.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 4 Федерального закона N 109-ФЗ миграционный учет включает в себя, в том числе регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений.
В силу требований части 1 статьи 20 Федерального закона N 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Обязанность иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, встать на миграционный учет по месту пребывания (проживания) по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением установленных законом случаев, установлена пунктом 2 части 2 статьи 20 Федерального закона N 109-ФЗ.
Основанием для привлечения гражданина "данные изъяты" Арабова Ж. к административной ответственности по части 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило вмененное ему нарушение правил миграционного учета, установленных Федеральным законом N 109-ФЗ, выразившееся в том, что он, прибыв в Российскую Федерацию 6 июля 2018 года в порядке, не требующем получения визы, не встал на миграционный учет по истечении семи дней со дня прибытия в место пребывания.
Вместе с тем в настоящей жалобе Арабов Ж. указывает, что требования миграционного законодательства он не нарушал, по прибытии в Российскую Федерацию в установленный срок был поставлен на миграционный учет 9 июля 2018 года.
В обоснование приведенного довода к жалобе заявителем приложена копия вступившего в законную силу определения Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 18 октября 2018 года, согласно которому отдел по вопросам миграции МУ МВД России "Орехово-Зуевское" поставил 9 июля 2018 года Арабова Ж. на миграционный учет согласно уведомлению о прибытии от 6 июля 2018 года.
Ранее указанные сведения ошибочно были занесены в государственную информационную систему миграционного учета на Арабова Джонибека вместо Жонибека.
Доказательств того, что местом временного пребывания Арабова Ж. в Российской Федерации является г.Москва, а не Московская область, где он в установленный срок был поставлен на миграционный учет, в материалах дела не имеется.
Таким образом, на момент проведения проверки 30 июля 2018 года требование законодательства о необходимости постановки на миграционный учет в течение семи дней со дня прибытия в место пребывания Арабовым Ж. было выполнено, и оснований для его привлечения к административной ответственности не имелось.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Басманного районного суда города Москвы от 31 июля 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 28 августа 2018 года не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Арабова Ж. удовлетворить.
Постановление судьи Басманного районного суда г.Москвы от 31 июля 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 28 августа 2018 года, вынесенные в отношении Арабова Жонибека по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись Е.В.Агафонова
КОПИЯ ВЕРНА, судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.