Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Рахманкиной Е.П., судей Зюлина М.А., Смирновой Е.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационную жалобу представителя Ермоленко А.В. - Красногоровой Е.Ю. на решение Суздальского районного суда Владимирской области от 7 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 7 ноября 2019 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Ермоленко А.В. об оспаривании действий администрации района (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-548/2019).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца Ермоленко А.В. - Красногоровой Е.Ю, судебная коллегия
установила:
Ермоленко А.В. принадлежит 3/10 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства;
4485/10000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес" категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
В июле 2018 года долевые собственники этих земельных участков обратились в администрацию Суздальского района с уведомлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, а именно пункту 1.15: Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции - размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции.
Письмами от 24 декабря 2018 года NN Е-38/2-773 и Е-38/2-774 сообщено, что вопрос об установлении соответствия разрешенного использования земельных участков пункту 1.15 классификатора видов разрешенного использования земельных участков был рассмотрен на заседании комиссии по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности на территории МО Суздальский район.
По первому земельному участку указано, что его часть относится к особо ценным сельхозугодьям согласно Закону Владимирской области от 5 марта 2005 года N 23-ОЗ "О перечне особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области", использование которых для иных целей не допускается. Поскольку вид разрешенного использования с кодом 1.15 подразумевает размещение сельскохозяйственных зданий, строений и сооружений на участке, изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно после его раздела.
По второму земельному участку указано, что установления соответствия вида его разрешенного использования классификатору видов разрешенного использования земельных участков возможно после решения вопроса транспортной доступности к данному земельному участку.
Еременко А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании этих отказов, мотивируя требования тем, что установление вида разрешенного использования в соответствии с пунктом 1.15 Классификатора является законным правом административного истца и носит уведомительный характер.
Решением Суздальского районного суда Владимирской области от 7 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 7 ноября 2019 года, в удовлетворении исковых требований Ермоленко А.В. отказано.
В кассационной жалобе представителя административного истца ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13 января 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются в числе прочих на земли сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Пункт 1.15 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, предусматривает вид разрешенного использования земельного участка - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, который предполагает размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года " 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что часть земельного участка с кадастровым номером N относится к реперным участкам, входящим в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается, в то время, когда требуемый истцом вид разрешенного использования земельного участка "данные изъяты"
В отношении земельного участка с кадастровым номером 33:05:134101:0261 суды исходили из того, что согласно Правилам землепользования и застройки МО Новоалександровское сельское поселение, утвержденным решением Совета народных депутатов Суздальского района от 28 декабря 2009 года N 27, он расположен в зоне С-1- зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами и другими), основные виды разрешенного использования: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (сады, виноградники и т.д.), вспомогательные виды использования: огороды, древесно-кустарниковая растительность, предназначенная для защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений, условно разрешенные виды: временные строения и сооружения сельскохозяйственного назначения, внутрихозяйственные дороги.
Однако поскольку в соответствии с действующим градостроительным законодательством для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, то эти виды не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, а также применения порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ".
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют обстоятельствам дела, являются правильными и основанными на нормах действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 79 Земельного кодекса РФ особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Законом Владимирской области от 5 марта 2005 года N 23-ОЗ "О перечне особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области" утвержден соответствующий перечень, в частности под N 120 с видом угодий - пашня, площадью 52 га, местоположение - "адрес".
Представленными стороной административного ответчика доказательствами подтверждено, что территория, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером N, отнесена к особо ценным сельскохозяйственным угодьям.
Доводы жалобы о несогласии с указанным выводом направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия кассационного суда согласно положениям части 3 статьи 329 КАС РФ, в связи с чем подлежат отклонению.
Согласно статье 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2);
изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3);
решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 5).
В соответствии с частью 6 статьи 36 ГрК градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); в составе земель сельскохозяйственного назначения они имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 8 ЗК перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, принимая в том числе во внимание положения подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков), изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, которое влечет за собой невозможность использования земельного участка для сельскохозяйственных целей, невозможно без изменения категории земель такого участка.
Таким образом, администрация Суздальского района на основании приведенных выше оснований не вправе была принимать решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, поскольку отсутствует специальный федеральный закон, который бы определял уполномоченный орган власти, полномочный определять использование таких участков, а также порядок принятия решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных постановлений, судами не допущено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя административного истца не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Суздальского районного суда Владимирской области от 7 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 7 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Ермоленко А.В. - Красногоровой Е.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.П. Рахманкина
Судьи: М.А. Зюлин
Е.Д. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.