Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Зюлина М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Марданян Зои Ремиковны на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 18 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 10 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Костроме к Марданян Зое Ремиковне о взыскании задолженности по налогу и пени (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-1485/2019г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, судебная коллегия, установила:
инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Костроме обратилась в суд с административным исковым заявлением к Марданян З.Р. о взыскании задолженности по налогу и пени.
Свои требования обосновал тем, что за Марданян З.Р. с 29 августа 2007 года по 04 апреля 2018 года было зарегистрировано транспортное средство "данные изъяты". В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2014 год ей были начислены пени за период с 01 по 31 декабря 2015 г. в размере 9 рублей 28 копеек, за период с 01 января по 22 марта 2016 года в размере 32 рубля 74 копейки, всего 42 рубля 02 копейки. Также ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц - квартиру по адресу: "адрес", задолженность по уплате налога за 2016 год составила 432 рубля.
Поэтому истец просил взыскать с ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 432 рубля и пени в сумме 42 рубля 02 копейки.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 18 апреля 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление было удовлетворено, с Марданян З.Р. в пользу инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Костроме взысканы пени в размере 42 рубля 02 копейки и недоимка по налогу на имущество в размере 432 рубля, всего 474 рубля 02 копейки.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 10 июля 2019 года решение суда изменено, постановлено взыскать с Марданян З.Р. недоимку по налогу на имущество за 2016 год в размере 276 рублей 25 копеек, всего с учетом взысканных судом пеней в размере 42 рубля 02 копейки определено к взысканию 318 рублей 27 копеек, взыскать с Марданян З.Р. в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома государственную пошлину в размере 400 рублей.
В кассационной жалобе ставит вопрос об отмене решения районного суда и апелляционного определения с принятием нового решения об отказе истцу в удовлетворении требований. Полагает, что выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела, решения постановлены с нарушением норм материального и процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, будучи своевременно и надлежащим образом извещены, в суд не явились.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Из материалов дела следует, что Марданян З.Р. являлась плательщиком транспортного налога, так как ей на праве собственности принадлежало транспортное средство - автомобиль "данные изъяты", государственный регистрационный номер "данные изъяты" и плательщиком налога на имущество физических лиц как собственник квартиры, расположенной по адресу по адресу: "адрес".
августа 2017 года в адрес Марданян З.Р. налоговым органом направлено налоговое уведомление N об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 1089 рублей и налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 432 рубля в срок не позднее 01 декабря 2017 года.
14 декабря 2017 года направлено требование N об уплате задолженности по налогу и пени.
Транспортный налог был оплачен Марданян З.Р. только 23 марта 2016 года. В связи с чем, начислены пени в размере 42 рублей 02 копеек.
13 августа 2018 года мировым судьей судебного участка N 1 Свердловского судебного района г. Костромы был выдан судебный приказ о взыскании с Марданян З.Р. недоимки по имущественному налогу в размере 432 рублей, пени в размере 2 рубля 93 копейки, недоимки по транспортному налогу в сумме 1089 рублей и пени в размере 931 рубль 24 копейки.
Определением мирового судьи от 30 августа 2018 года по заявлению Марданян З.Р. судебный приказ отменен.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
Районный суд, принимая решение об удовлетворении требований налогового органа, исходил из того, что у Марданян З.Р. имеется неисполненная обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в размере 432 рубля и пени за несвоевременную уплату транспортного налога 42 рубля 02 копейки, сроки и процедура предъявления требований о взыскании налоговых платежей административным истцом соблюдена.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами районного суда, изменил решение в части размера суммы подлежащей взысканию в счет уплаты налога на имущество физических лиц, учел, что при исполнении судебного приказа была уплачена сумма 155 рублей 75 копеек, после чего размер задолженности составил 276 рублей 25 копеек.
Судебная коллегия признает выводы судебных инстанций правильными, основанными на положениях статей 48, 52, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации, обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела не было представлено доказательств, опровергающих выводы судов и подтверждающих отсутствие у нее задолженности, по уплате налога и пени.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов и оценкой доказательств, что в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не может служить основанием для отмены, оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебных актов, по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г.Костромы от 18 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 10 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Марданян Зои Ремиковны без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.