Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Хмель М.В.
судей
Бойко Л.Н.
Муравьевой Е.А.
при секретаре
Сорокиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-409/2019 по иску Мурманского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту интересов неопределенного круга лиц к федеральной службе исполнения наказаний России, управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области, федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 24" управления федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области о понуждении к совершению определенных действий, по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 24" управления федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области на
решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 16 декабря 2019 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Мурманского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области, Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 24" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение "Колония-поселение N 24" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области в течение 5 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу выполнить следующие мероприятия:
1. провести косметический ремонт внутренних стен, потолка и напольного покрытия в помещении помывочного отделения банно-прачечного комплекса, а также ремонт системы приточно-вытяжной вентиляции в помещении помывочного отделения БПК;
2. завершить работы по косметическому ремонту внутренних стен, потолка и напольного покрытия в помещении санитарного пропускника;
3. установить два открываемых изнутри окна, расположенных на лестничном марше между первым и вторым этажами в общежитии N 1, а также на лестничном марше между первым и вторым этажами в УФИЦ;
4. организовать эксплуатационные испытания ограждений на крыше здания 5-ти этажного общежития N 2 с составлением соответствующего протокола испытания;
5. провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения здания общежития N 2 с составлением соответствующего протокола проверки;
6. привести в исправное рабочее состояние автоматическую пожарную сигнализацию на объектах защиты (режимных объектах);
7. обеспечить осужденных, работающих на должности рабочего (уборщика территории) и должности подсобного рабочего средствами индивидуальной защиты (СИЗ);
8. организовать в промышленной зоне на рабочем участке - в здании по прессовке и упаковке пластиковой тары: отопление и бытовое помещение для обогрева и организации питьевого режима работающих осужденных, а также произвести установку оконных рам с остеклением и установку уличных дверей в названном помещении;
9. выполнить мероприятия по обеспечению доступной среды лицам с ограниченными возможностями к объектам, расположенным на территории колонии в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению доступной среды лицам с ограниченными возможностями, утвержденным начальником колонии 01.11.2019.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России в течение 1 месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить необходимое финансирование Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области для выполнения Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 24" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области мероприятий с первого по девятые пункты.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу выделить Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 24" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области денежные средства для выполнения мероприятий с первого по девятые пункты".
Заслушав доклад судьи Бойко Л.Н, объяснения представителя ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области по доверенности Мушенковой Е.В, поддержавшей доводы жалобы ФКУ ПК-24 УФСИН России по Мурманской области, возражения относительно доводов жалобы представителя истца Мурманского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях - помощника прокурора Ларькова А.М, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Мурманский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), управлению федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области (далее - УФСИН России по Мурманской области), федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 24" управления федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области (далее - ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области) о понуждении к совершению определенных действий.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Мурманской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в августе 2019 года проведена проверка исполнения администрацией ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области требований законодательства Российской Федерации, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, охрану прав, свобод и законных интересов осужденных, в процессе которой выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, правил внутреннего распорядка учреждения, федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме", Трудового кодекса Российской Федерации, федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
По результатам проведенной проверки 09 августа 2019 года в адрес начальника ФКУ КП-24 внесено представление с требованием принять меры по устранению выявленных нарушений, которое до настоящего времени не исполнено, нарушения не устранены.
Уточнив в период производства по делу исковые требования, истец просил обязать ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области в течение 5-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить следующие действия:
1. провести косметический ремонт внутренних стен, потолка и напольного покрытия в помещении помывочного отделения банно-прачечного комплекса ФКУ КП-24, а также ремонт системы приточно-вытяжной вентиляции в помещении помывочного отделения БПК;
2. завершить работы по косметическому ремонту внутренних стен, потолка и напольного покрытия в помещении санитарного пропускника;
3. устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- установить два открываемых изнутри окна, расположенных на лестничном марше между первым и вторым этажами в общежитии N 1, а также на лестничном марше между первым и вторым этажами в УФИЦ при ФКУ КП-24;
- организовать эксплуатационные испытания ограждений на крыше здания 5-ти этажного общежития N 2 (не реже 1 раза в 5 лет) с составлением соответствующего протокола испытания;
- провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения здания 5-ти этажного общежития N 2 с составлением соответствующего протокола проверки;
- привести в исправное рабочее состояние автоматическую пожарную сигнализацию на объектах защиты (режимных объектах) ФКУ КП-24;
4. обеспечить осужденных, работающих на должности рабочего (уборщика территории) и должности подсобного рабочего в ФКУ КП-24 средствами индивидуальной защиты (СИЗ): костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий на утепляющей прокладке, ботинками кожаными утепленными с защитным подноском или сапогами кожаными утепленными с защитным подноском, или валенками с резиновым низом, головным убором утепленным, бельем нательным утепленным, перчатками с защитным покрытием, морозостойкими с утепляющими вкладышами;
5. организовать в промышленной зоне на рабочем участке - в здании по прессовке и упаковке пластиковой тары отопление и бытовое помещение для обогрева и организации питьевого режима работающих осужденных, а также произвести установку оконных рам с остеклением и установку уличных дверей в названном здании;
6. выполнить мероприятия по обеспечению доступной среды лицам с ограниченными возможностями к объектам, расположенным на территории ФКУ КП-24, в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению доступной среды лицам с ограниченными возможностями, утвержденным начальником ФКУ КП-24 от 01 ноября 2019 года.
ФСИН России в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить необходимое финансирование УФСИН России по Мурманской области для выполнения администрацией ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области указанных мероприятий;
УФСИН России по Мурманской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить необходимые денежные средства ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области для выполнения администрацией ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области указанных мероприятий.
В судебном заседании представитель истца Мурманского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях старший помощник прокурора города Оленегорска Крамаренко А.С. уточненные исковые требования поддержала.
Представители ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области Мушенкова Е.В, ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области Чернова В.В, Щербаков М.Н, Пискунов А.С. исковые требования не признали.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области Ворожцов О.В. просит решение суда в части возложения на ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области обязанности в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнения мероприятий с первого по девятые пункты отменить, и принять по делу в указанной части новое решение, которым предоставить ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области срок для выполнения указанных мероприятий до 31 декабря 2020 года.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области будет иметь возможность исполнить решение суда в части выполнения мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований только при наличии необходимого финансирования на указанные цели.
Отмечает, что имущественное положение ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области не позволит в установленный срок полностью исполнить решение суда, поскольку отсутствие финансирования является обстоятельством, не зависящим от Учреждения, которое не уполномочено самостоятельно решать вопрос об исполнении решения суда за счет федерального бюджета, так как не имеет на лицевых счетах необходимых средств для исполнения возложенной судом обязанности в установленный срок.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Мурманской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новицкий В.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика ФКУ ПК-24 УФСИН России по Мурманской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, просивший о рассмотрении дела без его участия.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лиц представителя ответчика, поскольку его неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в августе 2019 года Мурманской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка исполнения администрацией ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области требований законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, а также охрану прав, свобод и законных интересов осужденных.
В процессе проведения проверки выявлены нарушения ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области требований уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, правил внутреннего распорядка учреждения, федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме", Трудового кодекса Российской Федерации, федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
По результатам проведенной проверки в адрес начальника ФКУ КП-24 внесено представление от 09 августа 2019 года N 4-152в-2019 с требованием принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений, которые до настоящего времени не устранены.
Наличие нарушений представитель ответчика ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области в судебном заседании не оспаривал, отмечая, что их устранение возможно при поступлении финансирования.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Мурманским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы", Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, Инструкции по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утвержденной Минюстом России от 08 ноября 2001 года N 18/29-395, СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической сигнализации", СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические.
Нормы и правила проектирования", Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работников сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09 декабря 2014 года N 997н, и исходил из установленного факта допущенных ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области нарушений действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, а также охрану прав, свобод и законных интересов осужденных, обязанность по устранению которых возложена на ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области.
Принимая во внимание, что ФСИН России, являясь главным распорядителем бюджетных средств, не только вправе, но и обязана для исполнения возложенных на нее, а также на УФСИН России по Мурманской области государством обязанностей решать вопросы увеличения и сокращения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирования их внебюджетных источников, суд обязал ФСИН России и УФСИН России по Мурманской области выделить денежные средства для выполнения ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Решение суда в части возложения обязанности на ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области выполнить определенные мероприятия, а на ФСИН России и УФСИН России по Мурманской области выделить денежные средства для выполнения ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области мероприятий по устранению выявленных нарушений лицами, участвующими в деле, не обжаловано, в связи с чем его законность и обоснованность в силу положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд должен установить срок, в течение которого указанные действия подлежат совершению.
Не соглашаясь с решением суда в части установленных судом сроков устранения выявленных нарушений с первого по девятый пункты, ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области полагает, что срок, в который суд обязал Учреждение произвести действия по выполнению мероприятий, не является достаточным.
Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, определяя срок для выполнения ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области мероприятий с первого по девятый пункты в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, судом первой инстанции соблюдены положения статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учтено мнение сторон и принято во внимание, что проведение необходимых мероприятий по организации устранения нарушений действующего законодательства объективно возможно в указанный срок.
Оснований признавать установленный судом срок недостаточным, о чем поставлен вопрос в жалобе, судебная коллегия не усматривает, считая его разумным и реальным для исполнения судебного акта с учетом того обстоятельства, что судебным решением также установлена обязанность ФСИН России в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить необходимое финансирование УФСИН России по Мурманской области, а УФСИН России по Мурманской области в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу выделить денежные средства для выполнения ФКУ "Колония-поселение N 24" мероприятий с первого по девятые пункты.
При таких обстоятельствах, ссылка апеллянта на отсутствие финансирования и собственных средств исправительного учреждения не состоятельна.
Иных обстоятельств невозможности исполнения судебного решения в установленный судом срок апелляционная жалоба ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской не содержат.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 199, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 16 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 24" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.