Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В, судей Канзай А.А, Ойдуп У.М, при секретаре Оюн С-С.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Кызыла в интересах Оргутмаа Б.Б. к мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе мэрии г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 ноября 2019 года, УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора города Кызыла в интересах Оргутмаа Б.Б. обратился в суд к мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, указывая на то, что Оргутмаа Б.Б. состоит на учете лиц, нуждающихся в получении жилой площади, с 9 апреля 2018 г, **, входящим с перечень **, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н. Семья О. и Оргутмаа Б.Б. признана малоимущей. Просил обязать мэрию г. Кызыла предоставить Оргутмаа Б.Б. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории городского округа " **", соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 18 кв.м, с учетом его права на дополнительную площадь в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 ноября 2019 г. исковые требования заместителя прокурора города Кызыла в интересах Оргутмаа Б.Б. удовлетворены, на мэрию г. Кызыла возложена обязанность предоставить Оргутмаа Б.Б. во внеочередном порядке на условиях договора социального найма жилое помещение на территории г. **, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 18 кв.м. в течение 4-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель мэрии г. Кызыла К. с решением суда не согласилась и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что обеспечение жильем **, вставших на учет после 1 января 2005 г, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Мэрия г. Кызыла является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Уполномоченным органом по управлению имуществом Республики Тыва является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва. Предоставление жилого помещения вне очереди ** из муниципального жилищного фонда не соответствует ст.ст. 49, 57 Жилищного кодекса РФ. Семья Оргутмаа Б.Б. малоимущей не признавалась. Оргутмаа Б.Б. не обращался с заявлением в Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла и постановлением мэрии г. Кызыла не признавался нуждающимся в жилом помещении муниципального жилищного фонда. Оргутмаа Б.Б. получает ежемесячно пенсию ** в размере ** руб, что превышает прожиточный минимум, установленный по Республике Тыва. Представленная справка на О. является недопустимым доказательством, она выдана на семью О, а не на семью Оргутмаа Б.Б.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель мэрии г. Кызыла К. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам подержала.
Представитель прокуратуры г. Кызыла Д. с апелляционной жалобой не согласилась и просила решение суда оставить без изменения.
Представитель Оргутмаа Б.Б. - О. и представитель третьего лица по делу - Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении заседания от них не поступало. Судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным Кодексом порядке.
Частью 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен чч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями относятся к вопросам местного значения городского поселения.
Таким образом, реализация прав **, указанных в соответствующем перечне, и признанных малоимущими, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органа местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 29 октября 2008 г. Оргутмаа Б.Б. **.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 февраля 2015 г. Оргутмаа Б.Б. признан **.
Приказом Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от 28 апреля 2015 г. N О. назначен опекуном Оргутмаа Б.Б.
Согласно ** от 1 ноября 2017 г. N Оргутмаа Б.Б. **.
** Оргутмаа Б.Б, входит в Перечень **, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 987н.
Из справки Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла от 1 июня 2018 г. следует, что Оргутмаа Б.Б. поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании постановления мэрии г. Кызыла от 9 апреля 2018 г. N, как **, на льготных основаниях; порядковый номер очереди - 218. Предоставить жилое помещение Оргутмаа Б.Б. вне очереди не представляется возможным в связи с отсутствуем у муниципалитета свободных жилых помещений.
Согласно контрольной карточке, Оргутмаа Б.Б. поставлен на учет 9 апреля 2018 г,, как **, на основании постановления мэрии г. Кызыла от 9 апреля 2018 г. N.
Из справки Департамента по социальной политике мэрии г. Кызыла от 22 ноября 2018 г. следует, что семья О. (опекуна Оргутмаа Б.Б.), признана малоимущей.
Согласно уведомлению от 7 августа 2019 г, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах Оргутмаа Б.Б. на объекты недвижимости отсутствуют.
Разрешая спор и удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что Оргутмаа Б.Б. **, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 987н, семья поставлена на жилищный учет как малоимущая, имеет право на внеочередное получение жилой площади по установленным нормам; предоставление жилого помещения гражданам, **, относится к полномочиям мэрии г. Кызыла.
Судебная коллегия с такими выводами суда не согласна, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.
Оргутмаа Б.Б. на основании п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, имеет право на получение вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания его малоимущим.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Порядок и условия признания граждан малоимущими урегулированы Законом Республики Тыва от 17.02.2006 N 1682 ВХ-1 "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма".
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики Тыва от 17.02.2006 N 1682 ВХ-1 перечень документов, предоставляемых гражданами, обратившимися в орган местного самоуправления, уполномоченный вести учет и распределение жилой площади, с заявлением о постановке на учет и предоставлении им жилых помещений муниципального жилищного фонда, и являющихся основанием для определения размера дохода и стоимости имущества, учитываемых при отнесении граждан к малоимущим в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, включает:
копии налоговых деклараций о доходах за 12 месяцев, предшествующих подаче заявления, заверенные налоговыми органами, или иной документ, подтверждающий доходы заявителя и всех членов семьи, которые учитываются при решении вопроса о признании гражданина малоимущим в целях постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (п. 4);
копии документов из налоговых органов, подтверждающих сведения о стоимости принадлежащего на правах собственности гражданину-заявителю и членам его семьи или одиноко проживающему гражданину-заявителю налогооблагаемого недвижимого имущества (п. 5);
копии документов из налоговых органов, подтверждающих сведения о категории принадлежащего гражданину-заявителю и членам его семьи или одиноко проживающему гражданину-заявителю на правах собственности налогооблагаемого движимого имущества, определяемой для целей исчисления налоговой ставки по транспортному налогу и размера транспортного налога, уплачиваемого в соответствии с установленной законом Республики Тыва ставкой (п. 6);
документ, подтверждающий получение гражданином-заявителем и членами его семьи, а также одиноко проживающим гражданином-заявителем государственной социальной помощи, жилищных субсидий или других социальных пособий (п. 7).
Согласно ч. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона Республики Тыва от 17.02.2006 N 1682 ВХ-1, если размер недостающих средств превышает возможности семьи по их накоплению, а размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на одного члена семьи, не позволяет претендовать на получение кредита на приобретение или строительство жилого помещения, - принимается решение о признании гражданина-заявителя малоимущим.
Постановлением мэрии г. Кызыла от 29 ноября 2018 г. N 1359 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Признание граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма".
Из содержания указанного административного регламента следует, что признание граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма носит заявительный характер. Для получения муниципальной услуги заявитель представляет, в частности, заявление о предоставлении муниципальной услуги; документы, подтверждающие состав семьи, также доходы заявителя и всех членов его семьи (п. 2.6.1). Результатом административной процедуры является оформленное решение об отказе в признании гражданина малоимущим либо решение о признании гражданина малоимущим и уведомление заявителя о признании его малоимущим (п. 3.3.12).
Оргутмаа Б.Б. органом местного самоуправления в порядке, установленном вышеуказанным Законом Республики Тыва от 17.02.2006 N 1682 ВХ-1 и административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Признание граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма", утвержденным постановлением мэрии г. Кызыла от 29 ноября 2018 г. N 1359, малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, с учетом имеющегося у него дохода в виде **, не признавался.
Из содержания справки Департамента по социальной политике мэрии г. Кызыла от 22 ноября 2018 г. о признании семьи О. малоимущей следует, что справка выдана на основании Федерального закона от 05.04.2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Указанный Федеральный закон устанавливает порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ установлено, что учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
При этом расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (ст. 4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Из ответа Департамента по социальной политике мэрии г. Кызыла от 26 февраля 2020 г. на запрос судебной коллегии и приложенных к нему документов следует, что справка о признании семьи О. малоимущей была выдана в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача справок о признании гражданина (семьи) малоимущим (малоимущей) для получения государственной социальной помощи" на основании решения о признании гражданина малоимущим N от 22 ноября 2018 г. Для получения справки О. предоставил: **.
Таким образом, О. был признан малоимущим для получения государственной социальной помощи в виде социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В справке Департамента по социальной политике мэрии г. Кызыла от 26 февраля 2020 г. указано, что среднедушевой доход семьи составляет ** руб.
Из представленных О. для получения указанной справки документов следовало, что он является одиноко проживающим гражданином, не работающим и, соответственно, не имеющим каких-либо доходов.
Суду апелляционной инстанции представлены договор купли-продажи от 13 марта 2018 г, договор найма жилого помещения от 16 июня 2019 г. и ответ УМВД России по г. Кызылу на запрос судебной коллегии, из содержания которых следует, что по адресу регистрации по месту жительства: **, Оргутмаа Б.Б. и его опекун О. не проживают, а проживают фактически по адресу: **, на основании договора найма жилого помещения, заключенного с Ш.
При признании О. малоимущим, поскольку Оргутмаа Б.Б. в качестве члена его семьи не был указан и соответствующие документы относительно Оргутмаа Б.Б. Департаменту по социальной политике мэрии г.Кызыла не были представлены, то доход Оргутмаа Б.Б. в виде ** не учитывался.
Следовательно, Оргутмаа Б.Б, как одиноко проживающий гражданин или как член семьи О, органом местного самоуправления в порядке, установленном Законом Республики Тыва от 17.02.2006 N 1682 ВХ-1 и административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Признание граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма", малоимущим с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости находящегося в собственности членов семьи имущества, как того требует ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, не признавался.
Вывод суда о том, что Оргутмаа Б.Б. является малоимущим и в силу положений ч. 2 ст. 49, ст. 57 ЖК РФ имеет право на получение вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, не соответствует обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах удовлетворение требования прокурора о предоставлении Оргутмаа Б.Б. вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма не основано на законе.
Решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 ноября 2019 года отменить, принять по делу новое решение следующего содержания:
"В удовлетворении искового заявления заместителя прокурора города Кызыла в интересах Оргутмаа Б.Б. к мэрии города Кызыла о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 марта 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.