Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А, судей Шулико О.Г, Пархоменко Г.В.
по докладу судьи Казакова Д.А, секретарь Бондаренко Д.И, слушала в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО "Нефтяная компания "Роснефть" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной, по апелляционным жалобам представителя ПАО "Нефтяная компания "Роснефть" по доверенности Цуканова Р.В, представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Вартанянц С.Г. на решение Краснодарского краевого суда от 29 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи, выслушав явившиеся стороны, судебная коллегия
установила:
ПАО "Нефтяная компания "Роснефть" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "... ", в размере их рыночной стоимости
Решением Краснодарского краевого суда от 20 ноября 2018 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "... " установлена в размере их рыночной стоимости: 6 579 788 рублей, 5 877 060 рублей, 5 541 228 рублей, 5 037 480 рублей, 4 533 732 рублей, 4 704 550398 рублей, 86 068 506 рублей, 73 360 881 рубль, 37 954 115 рублей, 22 549 928 рублей, 17 130 744 рубля, 13 965 522 рубля, 10880402 рубля, 8 909 573 рубля, 6 817 390 рублей, 5 419 489 рублей, 5 334 691 рубль, 4 482 518 рублей, 4 344 827 рублей, 4 325 516 рублей, 4 164 317 рублей, соответственно, на период времени с 1 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. Постановлено, что решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 апреля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21 ноября 2019 года апелляционное определение от 29 апреля 2019 года отменено, в связи с допущенными процессуальными нарушениями, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика - департамента имущественных отношений Краснодарского края, Вартанянц С.Г, действующий на основании доверенности, просит решение суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным, и отказать в удовлетворении иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что кадастровая стоимость земельного участка была установлена в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки недвижимости.
Решение суда принято без учета правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2016 года N 15-П.
Обращает внимание на то, что уменьшение кадастровой стоимости земельных участков приведет к уменьшению неналоговых платежей, которые в данном случае отнесены к источникам доходов бюджета, что в свою очередь, повлияет на наполняемость бюджета.
В апелляционной жалобе представитель административного истца - ПАО "Нефтяная компания "Роснефть", Цуканов Р.В, действующий на основании доверенности, просит решение суда отменить, находя его незаконным и необоснованным.
В обоснование апелляционной жалобы указано, суд незаконно положил в основу принятого решение заключение судебной экспертизы, подготовленное ООО "Департамент профессиональной оценки", которое содержит выводы о рыночной стоимости земельных участков вызывающие сомнения в их достоверности.
В нарушение требований ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд установилкадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной с 1 января 2018 года, несмотря на то, что предметом оспаривания по административному иску ПАО "Нефтяная компания "Роснефть" являлась кадастровая стоимость участков, установленная по результатам рассмотрения заявлений администрации муниципального образования Славянский район Краснодарский край, поданных в Комиссию 4 августа 2016 года. В связи с чем, установленная кадастровая стоимость подлежала применению с 1 января 2016 года, поскольку именно в 2016 году поданы заявления об оспаривании кадастровой стоимости участков.
Представитель административного истца - ПАО "Нефтяная компания "Роснефть" по доверенности Цуканов Р.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, просил отменить решение суда, принять новое решение, которым удовлетворить административный иск ПАО "Нефтяная компания "Роснефть" в соответствии с выводами повторной судебной экспертизы, выполненной ООО "Южно-региональный центр оценки и экспертизы собственности", и установить кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной на период с 01 января 2016 года.
Представитель администрации муниципального образования Славянский район по доверенности Носань В.Е. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ПАО "Нефтяная компания "Роснефть".
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной не явились, извещены надлежащим образом о его времени и месте, их явка не является обязательной и не признана судебной коллегией обязательной, об уважительности причин своей неявки не сообщили.
При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 307 и части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений, возражений, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ПАО "Нефтяная компания "Роснефть" является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 23 "... ", результаты определения кадастровой стоимости которых им оспариваются. Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, административный истец ссылается на то, что завышенная кадастровая стоимость земельных участков ведет к необоснованному увеличению размера арендных платежей.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 6 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
С учетом вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда, административный истец вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "... " определена по состоянию на 1 января 2015 года в следующих размерах: 7 823 207 рублей, 6 987 980 рублей, 6 588 384 рубля, 5 989 440 рублей, 5 390 496 рублей, 4 920 887 703 рубля, 90 026 340 рублей, 73 807 099 рублей, 44 216 551 рубль, 26 270 670 рублей, 20 775 960 рублей, 16 937 217 рублей, 13 195 620 рублей, 10 805 423 рубля, 8 105 709 рублей, 6 443 639 рублей, 6 342 817 рублей, 5 329 603 рублей, 5 165 892 рубля, 5 142 932 рубля, 4 951 270 рублей, соответственно.
Административным истцом в суд первой инстанции представлялся отчет N Р000053 об оценке рыночной стоимости приведенных земельных участков, выполненный АО "2К". Оценщиком рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "... " по состоянию на дату определения кадастровой стоимости определена в размере 2844831 рубль, 2499000 рублей, 2356200 рублей, 2142000 рублей, 1927800 рублей, 1755849800 рублей, 32122808 рублей, 26459409 рублей, 15888192 рубля, 7421013 рублей, 7408800 рублей, 6039887 рублей, 4705617 рублей, 3853262 рубля, 2898840 рублей, 2304435 рублей, 2268378 рублей, 1906023 рубля, 1847475 рублей, 1839264 рубля, 1770720 рублей, соответственно.
Поскольку рыночная стоимость земельных участков, указанная в отчете об оценке значительно ниже кадастровой стоимости, в ходе рассмотрения административного дела судом первой инстанции назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 1 октября 2018 года N 502/ДПО, выполненной ООО "Департамент профессиональной оценки" рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "... " по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости (1 января 2015 года) составляет 6 579 788 рублей, 5 877 060 рублей, 5 541 228 рублей, 5 037 480 рублей, 4 533 732 рублей, 4 704550 398 рублей, 86 068 506 рублей, 73 360 881 рубль, 37 954 115 рублей, 22 549 928 рублей, 17 130 744 рубля, 13 965 522 рубля, 10 880 402 рубля, 8 909 573 рубля, 6 817 390 рублей, 5 419 489 рублей, 5 334 691 рубль, 4 482 518 рублей, 4 344 827 рублей, 4 325 516 рублей, 4 164 317 рублей, соответственно.
Экспертом также сделан вывод о том, что отчет N Р000053 от 11 ноября 2016 года не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции по ходатайству представителя административного истца также назначалась повторная судебная экспертиза, производство которой было поручено ООО "Южно-региональный центр оценки и экспертизы собственности".
В заключении эксперта от 18 марта 2019 года N 350, подготовленного ООО "Южно-региональный центр оценки и экспертизы собственности" содержатся выводы о несоответствии отчета об оценке N Р000053, выполненный 11 ноября 2016 года АО "2К" требованиям законодательства об оценке объектов недвижимости в части содержания отчета, применении методов расчета рыночной стоимости объекта оценки.
Рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 23 "... " по состоянию на 1 января 2016 года составляет 3121000 рублей, 2788000 рублей, 2629000 рублей, 2390000 рублей, 2151000 рублей, 2204363000 рублей, 40328000 рублей, 32959000 рублей, 21368000 рублей, 12696000 рублей, 8495000 рублей, 6926000 рублей, 5396000 рублей, 4418000 рублей, 3234000 рублей, 2571000 рублей, 2531000 рублей, 2126000 рублей, 2061000 рублей, 2052000 рублей, 1975000 рублей, соответственно.
Выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; расчет рыночной стоимости объекта недвижимости полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием затратного подхода.
В заключении повторной судебной оценочной экспертизы приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
При апелляционном рассмотрении в судебном заседании был допрошен эксперт ООО "Южно-региональный центр оценки и экспертизы собственности", подготовившая заключение повторной судебной экспертизы, которая пояснила, что была допущена техническая ошибка в дате, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость. Так, вместо "01.01.2015г." указано "01.01.2016г.", в то время как кадастровая стоимость объектов недвижимости установлена по состоянию на 01.01.2015г.
Оснований не доверять представленному заключению повторной судебной экспертизы не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения.
У эксперта имеется специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы, действующий квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, документы, подтверждающие право на осуществление оценочной деятельности на территории Российской Федерации.
Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования и с учетом этого исследования дан ответ на поставленный вопрос.
При проведении повторной судебной экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе, Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Выводы эксперта полностью согласуются с его исследовательской частью.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив повторное судебное экспертное заключение N350 от 18 марта 2019 года, по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами "... " по состоянию на 01 января 2015 года составляет 3 121 000 руб, 2 788 000 руб, 2 629 000 руб, 2 390 000 руб, 2 151 000 руб, 2 204 363 000 руб, 40 328 000 руб, 32 959 000 руб, 21 368 000 руб, 12 696 000 руб, 8 495 000 руб, 6 926 000 руб, 5 396 000 руб, 4 418 000 руб, 3 234 000 руб, 2 571 000 руб, 2 531 000 руб, 2 126 000 руб, 2 061 000 руб, 2 052 000 руб, 1 975 000 руб. соответственно.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд 26 декабря 2017 года.
В Комиссию о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении спорных земельных участков обратилась администрация муниципального образования Славянский район 04 августа 2016 года.
По результатам рассмотрения заявления Комиссией приняты решения, которыми установлена новая кадастровая стоимость спорных земельных участков.
Не согласившись с указанными решениями Комиссии, ПАО "Роснефть" обратилось в суд с административным иском.
Решением Краснодарского краевого суда от 10 апреля 2017 года решения Комиссии от 18 августа 2016 года NN30/2 - 30/22 признаны несоответствующими нормативным правовым актам и отменены. Суд обязал повторно рассмотреть заявления администрации муниципального образования Славянский район в отношении спорных земельных участков.
Таким образом, учитывая, что первое обращение в комиссию о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости было в 2016 году, то кадастровая стоимость, установленная решением суда, должна применяться с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 01 января 2016 года, указанная дата и является началом применения для целей налогообложения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, а также были предметом оспаривания по рассматриваемому административному иску.
Следовательно, установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости в отношении спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами "... " необходимо с 01 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
При изложенных выше обстоятельствах в их системном единстве, судебная коллегия, оценив имеющиеся в деле доказательства, считает необходимым изменить решение суда от 29 апреля 2019 года, установив кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости определенной заключением повторной судебной экспертизы от 18 марта 2019 года N 350, подготовленного ООО "Южно-региональный центр оценки и экспертизы собственности".
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 29 апреля 2019 года изменить, установить в отношении земельных участков с кадастровыми номерами "... " кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2015 года в размере 3121000 руб, 2788 000 руб, 2629 000 руб, 2390 000 руб, 2151 000 руб, 2204363 000 руб, 40328 000 руб, 32959 000 руб, 21368 000 руб, 12696 000 руб, 8495 000 руб, 6926 000 руб, 5396 000 руб, 4418 000 руб, 3 234 000 руб, 2571 000 руб, 2531 000 руб, 2126 000 руб, 2061 000 руб, 2052 000 руб, 1975 000 руб. соответственно, на период с 01 января 2016 и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В остальной части решение Краснодарского краевого суда от 29 апреля 2019 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.