Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Попова В.В, судей: Зинюшина Н.Н, Уланова А.Е, с участием секретаря судебного заседания Ткаченко А.А, административного истца рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-163/2019 по апелляционной жалобе административного ответчика - начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения"" Министерства обороны РФ (далее - отдел) на решение Воронежского гарнизонного военного суда от 9 декабря 2019 г, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" подполковника Берестевича Глеба Викторовича об оспаривании действий начальника отдела, начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ и ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Западному военному округу", связанных с отказом включить в список на предоставление служебных жилых помещений супругу и сына административного истца.
Заслушав доклад судьи Уланова А.Е, объяснения административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Берестевич, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г, в августе 2019 года обратился к начальнику отдела с просьбой о включении в список нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений его с составом семьи: жена - ФИО8, дочери - ФИО9, 2001 г. рождения, ФИО10, 2011 г. рождения, сын - ФИО11, 2005 г. рождения.
Решениями начальника отдела от ДД.ММ.ГГГГ N и N, соответственно, Берестевич и его дочери приняты на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях, во включении в данный список его супруги и сына отказано, на основании того, что факт их прибытия к новому месту военной службы совместно с административным истцом не подтвержден представленными документами.
Полагая свои права нарушенными, в ноябре 2019 г. Берестевич обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отдела от ДД.ММ.ГГГГ N в части не включения в список нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений супруги и сына и обязать указанное должностное лицо отменить это решение, повторно рассмотрев вопрос о включении супруги и сына в данный список.
Кроме того, административный истец, просил взыскать с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Западному военному округу" уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе административный ответчик - начальник отдела просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Ссылаясь на п. 1 и 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) и ч. 2 ст. 99 ЖК РФ, указывает, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным этим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В связи с этим обращает внимание, что предоставление военнослужащему и членам его семьи служебного жилого помещения возможно лишь после их прибытия к новому месту службы военнослужащего.
На день заключения 23 сентября 2017 г. брака административного истца с ФИО12 она до 29 сентября 2017 г. была зарегистрирована по месту жительства в "адрес", а место регистрации их сына не установлено.
Полагает, что указание их в составе членов семьи в послужном списке административного истца, также как регистрация ФИО8 в качестве индивидуального предпринимателя в Воронежской области, так и обучение их сына в средней школе в г. Воронеже не подтверждают факт их прибытия к новому месту службы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Удовлетворяя административное исковое заявление, гарнизонный военный суд исходил из того, что сын административного истца обучается в МБОУ СОШ N г. Воронежа, а супруга зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя на основании свидетельства, выданного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области.
Поэтому суд первой инстанции пришел к выводу, что они прибыли к месту службы административного истца и вправе претендовать на включение в список нуждающихся на предоставление служебных жилых помещений.
Однако без должного внимания суда остались следующие обстоятельства и нормы материального права.
Согласно п. 1 и 3 ст. 15 Закона военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Такие военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В соответствии с п. 2, 5 и 6 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280, для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение организации), к которому прикладываются соответствующие документы
Военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, а в случае, если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы.
Решение о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений принимается структурным подразделением уполномоченного органа не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, о чем военнослужащему направляется уведомление по рекомендуемому образцу согласно приложению N 3 к настоящей Инструкции.
При поступлении сведений о служебном жилом помещении, которое может быть распределено, структурное подразделение уполномоченного органа принимает решение о предоставлении служебного жилого помещения военнослужащему, включенному в список на предоставление служебного жилого помещения, о чем структурным подразделением уполномоченного органа в трехдневный срок направляется военнослужащему сообщение о предлагаемом жилом помещении по рекомендуемому образцу согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции.
При согласии с предоставляемым служебным жилым помещением военнослужащий в пятидневный срок с даты получения сообщения о предлагаемом жилом помещении направляет в структурное подразделение уполномоченного органа согласие с предоставлением жилого помещения, оформленное в корешке N 1 к сообщению о предлагаемом жилом помещении, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции.
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают со структурным подразделением уполномоченного органа договор найма служебного жилого помещения.
Исходя из анализа указанных норм, право на получение служебных жилых помещений предоставляется военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанных в установленном действующим законодательством порядке нуждающимися в указанных жилых помещениях.
При этом реализация членами семей военнослужащих права, как на признание нуждающимися в служебных жилых помещениях, так и на их получение, производно от права военнослужащих.
Как установлено по делу, после отказа ДД.ММ.ГГГГ административному истцу в признании нуждающимися в служебных жилых помещениях его супруги и сына и признании таковыми его и его дочерей решением начальника отдела от ДД.ММ.ГГГГ N Берестевичу и его дочерям предоставлено для заселения служебное жилое помещение в виде трехкомнатной квартиры N по адресу: "адрес", общей площадью 67, 5 кв.м.
Этим же решением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с предоставлением Берестевичу служебной квартиры и его согласием на ее получение он был исключен из списка нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Далее, как усматривается из дела, ДД.ММ.ГГГГ административный истец подписал договор найма N вышеназванного служебного жилого помещения.
Таким образом, на день обращения, 28 ноября 2019 г, Берестевича в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий жилищного органа, связанных с отказом во включении его супруги и сына в список нуждающихся в служебных жилых помещениях, а также на день вынесения обжалуемого судебного акта административный истец в указанном списке не числился, решение же начальника отдела от ДД.ММ.ГГГГ N им в судебном порядке не оспорено.
При таких обстоятельствах и с учетом норм действующего жилищного законодательства оснований для удовлетворения административного искового заявления Берестевича, признания незаконным решения начальника отдела от ДД.ММ.ГГГГ, возложения на жилищный орган обязанности это решение отменить и повторно рассмотреть вопрос о включении его супруги и сына в список на предоставление служебных жилых помещений у суда первой инстанции не имелось.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Берестевичу в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воронежского гарнизонного военного суда от 9 декабря 2019 года по административному исковому заявлению Берестевича Глеба Викторовича в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Берестевичу Глебу Викторовичу отказать.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.