Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Попова В.В, судей: Зинишина Н.Н, Уланова А.Е, с участием секретаря судебного заседания Ткаченко А.А, административного истца и представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ Юденича Д.И. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-756/2019 по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 25 декабря 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Главном управлении контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации, подполковника Перепелицы Дениса Константиновича об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (далее - ДЖО), связанных с отказом в предоставлении жилого помещения и внесением изменений в учетные данные.
Заслушав доклад судьи Уланова А.Е, объяснения административного истца в обоснование доводов апелляционной жалобы и представителя административного ответчика, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ Перепелице отказано в предоставлении жилого помещения по адресу: "адрес", общей площадью 54, 9 кв.м. Этим же решением в учетные данные военнослужащего внесены изменения в части, касающейся нормы предоставления жилого помещения от 23, 95 кв.м до 32, 95 кв.м с учетом ранее предоставленного от Министерства обороны РФ жилого помещения.
В обоснование принятого решения жилищным органом указано, что административный истец принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с 1 августа 2016 года. В связи с прохождением военной службы Перепелице от Министерства обороны РФ на состав семьи - 1 человек в 2004 году было предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 30, 05 кв.м.
24 июля 2007 года супруга административного истца и его сын ФИО7 зарегистрировались в указанном жилом помещении. 1 октября 2008 года брак между административным истцом и ФИО8 расторгнут. 28 мая 2013 года Перепелица снялся с регистрационного учета и убыл в г. Москву к новому месту военной службы.
В 2016 году сын Перепелицы оформил право собственности на указанную квартиру. Поскольку административным истцом не сдано в установленном порядке предоставленное от военного ведомства жилое помещение, то он подлежит обеспечению с учетом 30, 05 кв.м площади жилого помещения, ранее предоставленного от Министерства обороны РФ, то есть общей площадью от 23, 95 кв.м до 32, 95 кв.м.
Полагая свои права нарушенными, Перепелица обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ему и членам его новой семьи (он, супруга, дочь) в предоставлении жилого помещения и внесение изменений в учетные данные, возложив на это должностное лицо обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления отказал.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении административного иска.
Ссылаясь на ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), указывает, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной образовательной профессиональной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года) и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
Ссылаясь на нормы Конституции РФ, ст. 9 ЖК РФ, указывает, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены жилищным законодательством, применяются правила международного договора.
Приводя положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности Черноморского флота Российской Федерации (далее - ЧФ РФ) на жилищный фонд и объекты социально-бытового назначения в местах дислокации его воинских формирований на территории Украины (Киев, 16 марта 2000 г.), указывает, что соглашением определен порядок использования военнослужащими ЧФ РФ на территории Украины жилищного фонда, находящегося в коммунальной собственности органов местного самоуправления.
Ссылается на то, что в соответствии с Перечнем жилищного фонда и объектов социально-бытового назначения, построенных и приобретенных за счет средств Российской Федерации на территории Украины и подлежащих оформлению в собственность Российской Федерации, дом, в котором ему была предоставлена квартира, не передавался в собственность Российской Федерации.
Обращает внимание на то, что в соответствии со статьями 2 и 3 Соглашения Украинская сторона обеспечивает за военнослужащими ЧФ РФ и членами их семей на период прохождения военной службы в воинских формированиях ЧФ РФ на территории Украины сохранение права пользования жилищным фондом, в котором они проживают, на дату подписания настоящего Соглашения, и на временную прописку.
Находящиеся в коммунальной собственности органов местного самоуправления квартиры, освобождаемые военнослужащими ЧФ РФ и членами их семей, по представлению командования ЧФ РФ повторно заселяются военнослужащими ЧФ РФ и членами их семей на основании решений и в порядке, установленном органами местного самоуправления населенных пунктов, в которых дислоцируются воинские формирования ЧФ РФ на территории Украины.
При этом делает вывод о том, что жилищный фонд, отошедший к Украине в связи с выходом из состава СССР, не относится к указанному в п. 1 ст. 15 Закона, он не создан за счет федерального бюджета и не может способствовать необоснованному сверхнормативному обеспечению военнослужащих и членов их семей жильем за счет бюджетных средств.
Обращает внимание на то, что решением Новороссийского гарнизонного военного суда от 15 декабря 2009 года установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", относится к жилому фонду ЧФ РФ, не относится к служебной жилой площади и на баланс органам местного самоуправления не передавалось. Каких-либо решений о передаче этого дома Украине не принималось.
Утверждает, что он был признан утратившим право на кв. N в указанном доме, однако суд не привел правоустанавливающих документов, подтверждающих право РФ на данный дом.
Каких-либо доказательств, подтверждающих право Украины на этот дом, не имеется.
Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что жилое помещение было предоставлено из государственного жилого фонда.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 14 ст. 15 Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, по общему правилу, установленному вышеназванным Законом, предоставляя военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гарантии обеспечения жильем по договору социального найма, государство возлагает на органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению военнослужащим такого жилья, в том числе по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, только один раз, что в свою очередь предполагает обязанность военнослужащего сдать ранее выделенное ему государством по месту прохождения военной службы жилое помещение, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается справка установленной формы.
Исходя из анализа приведенных норм, следует, что обеспечение ранее получивших жилье военнослужащих после увольнения с военной службы жилыми помещениями по избранному месту жительства реализуется только путем сдачи военнослужащим ранее предоставленного жилого помещения.
По делу установлено, что Перепелице, заключившему первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, в связи с прохождением военной службы в Министерстве обороны РФ в 2004 году на состав семьи из одного человека было предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 30, 05 кв.м.
В 2008 году брак между административным истцом и его супругой расторгнут. 28 мая 2013 года административный истец снялся с регистрационного учета из этой квартиры, а в 2016 году его сын ФИО7 оформил право собственности на указанную квартиру.
Каких-либо действий по сдаче указанного жилого помещения административный истец не предпринимал.
Поскольку Перепелица, ранее обеспеченный в г. Севастополе от Министерства обороны РФ жилым помещением, установленным порядком его не сдал, ДЖО обоснованно учел его площадь при предоставлении ему жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал ему в признании незаконным решения ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ об учете площади ранее полученного жилого помещения от военного ведомства России при предоставлении ему жилого помещения по избранному месту жительства в г. Москве.
Решение суда не противоречит Соглашению между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности Черноморского флота Российской Федерации на жилищный фонд и объекты социально-бытового назначения в местах дислокации его воинских формирований на территории Украины (Киев, 16 марта 2000 г.).
Кроме того, в суд апелляционной инстанции представлены решение ДЖО N N от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Перепелице Д.К. на состав семьи 3 человека в общую долевую собственность в равных долях жилого помещения в виде однокомнатной квартиры в г. Москве по адресу: "адрес", общей площадью 31.1 кв.м, с которым административный истец согласился.
Поэтому его требование о признании незаконным внесение изменений в его учетные данные в части размера предоставляемой жилой площади, является необоснованным.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 25 декабря 2019 года по административному исковому заявлению Перепелицы Дениса Константиновича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.