Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу главы муниципального образования "Поршур-Туклинское" К. (далее - К.) на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республики от 19 июля 2019 г., решение судьи Увинского районного суда Удмуртской Республики от 6 декабря 2019 г., решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 5 февраля 2020 г., вынесенные в отношении администрации муниципального образования "Поршур-Туклинское" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республики от 19 июля 2019 г, оставленным без изменения решением судьи Увинского районного суда Удмуртской Республики от 6 декабря 2019 г, решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 5 февраля 2020 г, администрация муниципального образования "Поршур-Туклинское" признано виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции К выражает несогласие с вынесенными в отношении общества судебными актами и ставит вопрос об их отмене.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. При этом в силу названного закона под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 6 "Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", утвержденных 22 декабря 1995 г. приказом Минприроды Российской Федерации N 525, Роскомзема N 67 установлено, что порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливается органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель осуществляется за счет собственных средств юридических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы - это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.
В соответствии с частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, земельный участок с кадастровым номером 18:21:000000:372 (единое землепользование), в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером 18:21:007002:12, принадлежит на праве общей долевой собственности администрации муниципального образования "Поршур-Туклинское". В ходе проведения 24 апреля 2019 г. внеплановой выездной проверки при обследовании используемого земельного участка с кадастровым номером 18:21:007002:12, площадью 76, 7249 га, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 18:21:000000:372 (единое землепользование), находящегося по адресу: Удмуртская Республика, Увинский район, СПК "Увинский" (администрация в д. Узей-Тукля), выявлен факт нарушения земельного законодательства, выразившийся в снятии и перемещении плодородного слоя почвы на площади 0, 536 га. На момент обследования на земельном участке производились работы по отгрузке песка. Зафиксирована техника: колесный погрузчик "данные изъяты" государственный регистрационный знак N; самосвал "данные изъяты" государственный регистрационный знак N. Координаты точек фиксирования: N 57.09364 Е 052.12118. N 57.09341 Е 052.12054.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации муниципального образования "Поршур-Туклинкское" постановлением должностного лица от 19 июля 2019 года к административной ответственности по части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра земельного участка, приложенными к нему фототаблицей, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 7 февраля 2019 года N 18/001/002/2019-7159, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 22 июля 2019 года N ЮЭ9965-19-66801112, сопроводительным письмом в адрес директора ООО "РикоАгро" В. о предоставлении техники для погрузки и перевозки двух рейсов песка с песчаного карьера от 27 апреля 2019 года, путевым листом трактора от 24 апреля 2019 года N2343, путевым листом грузового автомобиля от 24 апреля 2019 года N2344 (041563), объяснениями главы администрации муниципального образования "Порпгур-Туклинское" К, публичной кадастровой картой, протоколами испытаний Испытательного центра ФЕБУ "Татарская межрегиональная ветеринарная лаборатория" N П-635-5/19, N П-639-5/19, N П-636-5/19, N П-638-5/19, N П-637- 5/19 от 19 июня 2019 года и иными материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе лицо, совершившее административное правонарушение.
Действия администрации муниципального образования "Поршур-Туклинское" квалифицированы по части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, изложенные в жалобе, в том числе о недоказанности обстоятельств на основании которых вынесено постановление, истечение срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, являлись предметом изучения при рассмотрении настоящего дела, выводы должностного лица и судов не опровергают.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы свидетельствовать об отсутствии всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств настоящего дела, не выявлено.
Несогласие заявителя с выводами должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, и судебных инстанций и толкованием норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела были допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности и порядок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республики от 19 июля 2019 г, решение судьи Увинского районного суда Удмуртской Республики от 6 декабря 2019 г, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 5 февраля 2020 г, вынесенные в отношении администрации муниципального образования "Поршур-Туклинское" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу К. - без удовлетворения.
Судья Л.А.Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.