Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Белова В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лямина Андрея Михайловича на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 10 декабря 2019 года по административному делу N 2а-1664/2019 по административному исковому заявлению Лямина Андрея Михайловича об оспаривании предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, вынесенного Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, объяснения Лямина А.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лямин А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании предписания, указав, что отношении него проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл ему выдано предписание N Пр-100 от 21 ноября 2018 года, с изменениями (дополнениями) от 28 ноября 2018 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Считает предписание незаконным, поскольку договоры аренды земельных участков заключены в целях ведения сельскохозяйственного производства крестьянским (фермерским) хозяйством с целью кормления и выпаса скота коров, свиней и коз, а не выращивания сельскохозяйственных культур. Вмененные ему нарушения требований земельного законодательства допущены не были. В аренду сданы земельные участки с уже имевшейся древесной растительностью.
Лямин А.М. просил признать незаконным названное выше предписание.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 10 декабря 2019 года, в удовлетворении заявленных Ляминым А.М. требований отказано.
В кассационной жалобе Лямин А.М. ставит вопрос об отмене вышеназванных судебных актов, ссылаясь на неправильное толкование и применение норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущены.
Разрешая дело, суды, проанализировав положения нормативных правовых актов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, а также принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении требований, суды обоснованно исходили из того, что переданные административному истцу в аренду 6 земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения должны использоваться в деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения животноводства, для сенокошения, выпаса скота на основании заключенных 13 марта 2015 года и 15 февраля 2016 года с Министерством государственного имущества Республики Марий Эл договоров. Соответственно, на Лямина А.М. возлагается выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель от негативного воздействия на окружающую среду в целях сохранения качественного состояния земель.
Внеплановая проверка в рамках государственного земельного надзора в целях пресечения нарушения земельного законодательства, в результате которой установлены нарушения приведённых выше требований, проведена на основании приказа и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 26 октября 2018 года. Основанием для проведения проверки указано мотивированное представление, составленное по результатам рассмотрения акта осмотра земельного участка, полученного от Министерства государственного имущества Республики Марий Эл.
Судебными постановлениями подтверждена обоснованность отражённых в акте N 1550 от 21 ноября 2018 года недостатков в использовании земельных участков на площади 890 082 кв. метров, которые заросли сорной травянистой (пижма обыкновенная, цикорий обыкновенный, осот и др.) и древесной (ива козья, сосна обыкновенная, ель обыкновенная высотой от 1 до 5 м) растительностью, в связи с чем не пригодны для сельскохозяйственного использования. За невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель Лямин А.М. привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вина в нарушении земельного законодательства доказана.
Предписанием N Пр-100 от 21 ноября 2018 года с изменениями (дополнениями) от 28 ноября 2018 года, вынесенным Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл, обоснованно ставился вопрос об устранении Ляминым А.М. выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации и проведении в срок до 16 июля 2019 года культуртехнических работ, агрохимических фитосанитархых мероприятий исходя из целевого назначения (для сельскохозяйственного производства, сенокошения) земельных участков.
Выводы судов в полной мере согласуются с положениями пункта 3 части 2 статьи 13, пункта 3 части 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу которых на собственников, владельцев, пользователей, арендаторов сельскохозяйственных земель в целях охраны земель возложена обязанность по проведению мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случае поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
Довод о несогласовании проведения внеплановой проверки с прокурором не может быть принят во внимание, поскольку действия по проведению проверки административным истцом не оспаривались. Предметом настоящего административного дела являлось предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, подтверждённого вступившими в законную силу судебными постановлениями о привлечении к ответственности за совершения административного правонарушения.
Обжалование вступивших в законную силу судебных актов о привлечении к административной ответственности не может поставить под сомнение выводы, содержащиеся в них. Отмена таких судебных актов может являться основанием для пересмотра настоящего административного дела по новым обстоятельствам.
Доказательств того, что земельные участки получены в аренду в состоянии, не отвечающем требованиям земельного законодательства, суду не представлены.
Другие доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов судов обеих инстанций, ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не содержат, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 10 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лямина А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.