Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Ландышева В.Г, (далее Ландышев В.Г.) на вступившее в законную силу решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 12 ноября 2019 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью (далее ООО) Торговый дом "Агро-М" Ландышева В.Г., установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Рузаевского района Республики Мордовия от 04 октября 2019 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО Торговый дом "Агро-М" Ландышева В.Г, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решением судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 12 ноября 2019 года, вынесенным по жалобе инспектора отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Республике Мордовия Новикова И.А, составившего протокол об административном правонарушении, постановление мирового судьи отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение мировому судье.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Ландышев В.Г. ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда, ссылаясь на его незаконность. Указывает на то, что должностным лицом, возбудившим дело об административном правонарушении, в протоколе не описано вменяемое ему противоправное деяние со ссылкой на нормативные акты, требования которых были нарушены, что явилось основанием для обоснованного прекращения производства по делу постановлением мирового судьи.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя в соответствии с положениями части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что объект топливно-энергетического комплекса Рузаевская нефтебаза ООО Торговый дом "Агро-М", протоколом АТК Республики Мордовия от 22 июля 2015 года N 57 внесен в Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территории Республики Мордовия, подлежащих категорированию, ему присвоена категории опасности "низкая".
ООО Торговый дом "Агро-М", директором которого является Ландышев В.Г, относится к субъектам топливно-энергетического комплекса, под которыми в силу статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ).
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2011года N 256-ФЗ установлено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В целях реализации положений названного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года N 458дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее также - Правила), которыми предусмотрены соответствующие требования в зависимости от установленной категории опасности объектов.
Из материалов дела следует, что должностными лицами Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии) по Республике Мордовия в период с 10 часов 30 минут 08 июля 2019 года по 01 августа 2019 года проведена плановая выездная проверка категорированного объекта топливно-энергетического комплекса Рузаевская нефтебаза ООО Торговый дом "Агро-М", расположенного по адресу: "адрес"
Установленные в ходе проверки нарушения требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности указанного категорированного объекта топливно-энергетического комплекса общества, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ и Правилами и зафиксированные в акте проверки от 01 августа 2019 года N 41, послужили основанием для составления в отношении директора общества Ландышева В.Г. протокола от 01 августа 2019 года ЛРР N 000406 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая протокол об административном правонарушении и материалы дела, мировой судья пришел к выводу о прекращении производства по делу по пункту 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с несоответствием протокола от 01 августа 2019 года ЛРР N 000406 положениям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основанием к такому решению явилось указание в протоколе об административном правонарушении пунктов Правил без раскрытия их содержания, непредставление мировому судье текста данных Правил, неознакомление Ландышева В.Г. с Правилами, которые являются нормативным актом, имеющим гриф "для служебного пользования", отсутствие полного описания события административного правонарушения, что не позволило мировому судье установить событие вменяемого должностному лицу административного правонарушения.
Отменяя постановление мирового судьи от 04 октября 2019 года по жалобе должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о наличии правовых оснований для направления дела на новое рассмотрение.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судья районного суда сделал вывод о том, что мировым судьей при рассмотрении дела допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем вынес решение об отмене этого постановления и направлении дела мировому судье на новое рассмотрение.
Вопреки доводам жалобы о несоответствии судебного акта требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для несогласия с выводами, изложенными в решении судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 октября 2013 года N 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса). При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
В рассматриваемом случае основания для отмены состоявшегося по делу постановления и возвращения дела на новое рассмотрение мировому судье у судьи районного суда имелись.
На момент возвращения дела срок давности привлечения директора ООО Торговый дом "Агро-М" Ландышева В.Г. к административной ответственности не истек.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 12 ноября 2019 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Агро-М" Ландышева В.Г, оставить без изменения, жалобу Ландышева В.Г. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.