Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Мразова А.А. (далее - Мразов А.М.) на вступившие в законную силу постановление начальника полиции ОМВД России по Добринскому району от 21 мая 2019 года, решение судьи Добринского районного суда Липецкой области от 02 июля 2019 года, решение судьи Липецкого областного суда от 25 июля 2019 года, вынесенные в отношении ИП КФХ "Мразов А.М." по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением начальника полиции ОМВД России по Добринскому району от 21 мая 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Добринского районного суда Липецкой области от 02 июля 2019 года, решением судьи Липецкого областного суда от 25 июля 2019 года, ИП КФХ "Мразов А.М." признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ИП КФХ "Мразов А.М." просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, состоявшиеся в отношении него, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что проверка проведена должностными лицами в нарушение требований законодательства, поскольку при проведении проверки он участия не принимал, распоряжение о ее проведении не получал. Ссылается, что он не являлся принимающей стороной гражданина Республики Таджикистан К.Ф.К. вследствие чего у него отсутствовала обязанность по уведомлению органов миграционного учета.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ИП КФХ "Мразов А.М." к административной ответственности) предусмотрено, что неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Положениями Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ) и Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) закреплено, что необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей, как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона N 109-ФЗ определено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Положениями части 2 статьи 20 Федерального закона N 109-ФЗ определено, что постановке на учет по месту пребывания подлежат, в том числе постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания; временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.
В силу части 3 статьи 20 Федерального закона N 109-ФЗ уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации; не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона N 109-ФЗ регламентировано, что постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.
Из содержания пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона N 109-ФЗ следует, что стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации является лицо, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании распоряжения начальника ОВМ ОМВД России по Добринскому району Липецкой области от 24 апреля 2019 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении иностранных граждан, временно пребывающих (проживающих) и осуществляющих трудовую деятельность в Добринском районе Липецкой области, по результатам проведения которой выявлен гражданин Республики Таджикистан К.Ф.К., проживающий и осуществляющий трудовую деятельность на объекте, находящемся по адресу: "адрес" принадлежащем ИП КФХ "Мразов А.М.".
Определением начальника ОВМ ОМВД России по Добринскому району Липецкой области от 25 апреля 2019 года в отношении ИП КФХ "Мразов А.М." возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
По результатам проведенного административного расследования установлено, что ИП КФХ "Мразов А.М.", выступая принимающей стороной гражданина Республики Таджикистан К.Ф.К. в нарушение требований статей 20, 22 Федерального закона N 109-ФЗ, не исполнил обязанность по представлению в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания по адресу: "адрес"
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для составления начальником ОВМ ОМВД России по Добринскому району Липецкой области 14 мая 2019 года в отношении ИП КФХ "Мразов А.М." протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынесении 21 мая 2019 года соответствующего постановления о привлечении к административной ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Таким образом, поскольку гражданин Республики Таджикистан К.Ф.К. проживал и осуществлял трудовую деятельность на территории объекта принадлежащего ИП КФХ "Мразов А.М.", в силу закона ИП КФХ "Мразов А.М." являлся принимающей стороной, обязанной уведомлять органы миграционного учета о прибытии иностранного гражданина.
Поскольку такая обязанность ИП КФХ "Мразов А.М." не выполнена, его действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ИП КФХ "Мразов А.М." к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление начальника полиции ОМВД России по Добринскому району от 21 мая 2019 года, решение судьи Добринского районного суда Липецкой области от 02 июля 2019 года, решение судьи Липецкого областного суда от 25 июля 2019 года, вынесенные в отношении ИП КФХ "Мразов А.М." по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Мразова А.М. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.