Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев протест заместителя прокурора Саратовской области Анисимова Г.Г. на вступившие в законную силу постановление судьи Волжского районного суда города Саратова от 29 июля 2019 года и решение судьи Саратовского областного суда от 7 октября 2019 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет) Даниленко Н.Б.
установил:
постановлением судьи Волжского районного суда города Саратова от 29 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Саратовского областного суда от 7 октября 2019 года, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя председателя комитета Даниленко Н.Б. на основании п.2 ч.1 ст.24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте заместитель прокурора Саратовской области Анисимов Г.Г. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, считая их незаконными.
Даниленко Н.Б, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении заместителем прокурора области протеста на судебные акты, в установленный срок возражения на него не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов протеста позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В соответствии с ч.4 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой города Саратова в период с 16 мая 2019 года по 5 июня 2019 года проведена проверка соблюдения комитетом требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Из материалов проведенной проверки следует, что управление многоквартирным домом "адрес" осуществляет жилищно-строительный кооператив "Парк" (далее - ЖСК "Парк").
27 февраля 2019 года проведено общее собрание в форме заочного голосования, на котором ставился вопрос об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, однако решение по нему не принято.
11 марта 2019 года ЖСК "Парк" обратился в комитет с заявлением об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений со ссылкой на то, что на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, проведенном 27 февраля 2019 года, решение по указанному вопросу принято не было.
8 апреля 2019 года заместителем председателя комитета Даниленко Н.Б. направлен в ЖСК "Парк" ответ, которым отказано в установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Данные обстоятельства явились основанием для вынесения первым заместителем прокурора Саратовской области постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя председателя комитета Даниленко Н.Б..
Судья Волжского районного суда города Саратова, рассмотрев настоящее дело, постановлением от 29 июля 2019 года производство по нему прекратил на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С данным постановлением согласился судья Саратовского областного суда.
Принимая постановления по делу, судебные инстанции исходили из того, что в рассматриваемом случае установление размера платы за содержание жилого помещения относится к компетенции не органа местного самоуправления, а органа управления ЖСК "Парк".
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из положений ч.4 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что размер платы за содержание жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2015 года N 2563-О, установление органами жилищного кооператива размера обязательных платежей, соответствующего тарифам, установленным органами местного самоуправления (органом государственной власти субъекта Российской Федерации), не препятствует члену кооператива посредством корпоративных процедур участвовать в установлении иного размера спорных платежей, утверждении смет доходов и расходов кооператива, определении объема, качества, периодичности оказываемых жилищно-строительным кооперативом работ и услуг и т.п..
Что же касается части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, то она, действуя в системе правового регулирования жилищных отношений наряду с положениями частей 3, 7 и 8 статьи 156 указанного Кодекса и будучи средством восполнения отсутствия волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, направлена на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, что соответствует интересам как собственников помещений в многоквартирном доме, так и иных участников жилищных правоотношений.
В соответствии с ч.7 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи.
В силу ч.8 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно п.33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год. В указанный размер платежей и (или) взносов с 1 января 2017 года также включаются расходы товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 29 названных Правил.
Таким образом, в рассматриваемом случае установление размера платы за содержание жилого помещения относится к компетенции не органа местного самоуправления, а ЖСК "Парк", его органа управления.
Учитывая изложенное, судебные инстанции правильно пришли к выводу об отсутствии в деянии заместителя председателя комитета Даниленко Н.Б. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данном случае не имеется оснований для вывода о том, что судами допущено существенное нарушение, которое носило фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на исход дела.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Волжского районного суда города Саратова от 29 июля 2019 года и решение судьи Саратовского областного суда от 7 октября 2019 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" ФИО12 оставить без изменения, протест заместителя прокурора Саратовской области Анисимова Г.Г. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.