Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Овчаренко А.С., действующего в интересах директора общества с ограниченной ответственностью "Руссоль" Черного С.В., на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Приокского управления Ростехнадзора от 10 июля 2019 года, решение судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 10 сентября 2019 года и решение судьи Тульского областного суда от 20 ноября 2019 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Руссоль" (далее - ООО "Руссоль", общество) Черного С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя руководителя Приокского управления Ростехнадзора от 10 июля 2019 года директор ООО "Руссоль" Черный С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб..
Решением судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 10 сентября 2019 года постановление должностного лица административного органа изменено, исключены выводы о нарушении директором общества Черным С.В. п.5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года N 492 (далее - Положение N492), выразившегося в отсутствии разделов из плана мероприятий по локализации аварий на опасном производственном объекте - сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая, раздела 6 приложения Л и М "ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" (введен в действие Приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 года N 1984-ст), выразившегося в отсутствии паспорта цеха (здания "производственный корпус по выпариванию соли ФПС "Новомосковск" ООО "Руссоль"). Размер назначенного Черному С.В. административного наказания в виде административного штрафа снижен до 40 000 руб... В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Тульского областного суда от 20 ноября 2019 года указанные акты оставлены без изменения.
В жалобе защитник Овчаренко А.С. просит об отмене названных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу. Указывает на то, что решением Арбитражного суда Оренбургской области от 31 декабря 2019 года (оставлено без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 марта 2020 года) постановление должностного лица, вынесенное в отношении ООО "Руссоль" по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение тех же самых нарушений, признано незаконным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно примечанию 1 к ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения названного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.
Согласно п.6 Положения N492 грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а" - "г", "е" - п" и "с" - "у" пункта 5 названного Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Основанием для привлечения директора ООО "Руссоль" Черного С.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в постановлении должностного лица и судебных актах выводы о том, что 6 июня 2019 года в ходе проведенной государственными инспекторами межрегионального отдела по котлонадзору и газовому надзору Приокского управления Ростехнадзора в отношении ООО "Руссоль" по адресу: "адрес" внеплановой выездной проверки в деятельности общества выявлены грубые нарушения условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов:
- в нарушение подп. "у" п.5 Положения N492, ст.ст.4, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п.п.4, 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2013 года N 542, п.71 раздела VI Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года N870, при эксплуатации сети газоснабжения, в том числе межпоселковая и сети газопотребления цеха переработки соли Новомосковск ООО "Руссоль" не выполнен комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание указанных сетей в исправном и безопасном состоянии, а именно: при эксплуатации сети газоснабжения, в том числе межпоселковая, эксплуатирующая организация не обеспечивает мониторинг и устранение утечек природного газа, в частности, при проведении проверки выявлена 3 июня 2019 года в 18 часов 07 минут утечка газа на резьбовом соединении манометра, установленного на газопроводе высокого давления 1 категории в ГРПШ-13-2В-У1, зав. NШО1405, что свидетельствует о некачественном проведении работ;
- в нарушение подп. "у" п.5 Положения N492, ст.ст.3, 4, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ, п.п. 4, 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2013 года N 542, п. 71 раздела VI Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года N870, обществом не проведен текущий ремонт технологического устройства - газорегуляторной установки ГРПШ с регулятором РДСК-50БМ в мае 2019 года, согласно установленному графику осмотра, технического обслуживания и ремонта газорегуляторной установки ЦПС Новомосковск, утвержденного руководителем производства - главным инженером ЦПС Новомосковск.
Данные выводы административный орган и судебные инстанции обосновали ссылками на протокол об административном правонарушении, акт проверки Приокского управления Ростехнадзора от 6 июня 2019 года и иные материалы дела.
Вместе с тем выводы о наличии в деянии Черного С.В. состава вмененного административного правонарушения являются преждевременными ввиду следующего.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
При рассмотрении дела Черный С.В. заявлял о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесены обжалуемые акты. Он указывал о том, что в ООО "Руссоль" создана газовая служба, действующая на основании соответствующего утвержденного Положения. Обществом выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт эксплуатируемых сетей газораспределения и газопотребления, что подтверждается записями в журнале учета газоопасных работ, проводимых без оформления наряда-допуска, журнале обхода трасс газопровода, журнале обхода, осмотра, технического обслуживания и ремонта внутреннего газопровода, газорегулирующего оборудования и запорной арматуры низкого давления, журнале обхода, осмотра, технического обслуживания и ремонта газопровода и запорной арматуры высокого и среднего давления. Согласно журналу учета газоопасных работ, проводимых без оформления наряда-допуска 31 мая 2019 года в ГРПШ-13-2В-У1 проведена проверка работоспособности и герметичности оборудования. По результатам мониторинга утечек в ГРПШ-13-2В-У1 выявлено не было. Сам по себе факт утечки 3 июня 2019 года газа не свидетельствует об отсутствии мониторинга или непринятия мер по устранению выявленных утечек газа со стороны ООО "Руссоль". Ремонтные работы по устранению утечки газа на резьбовом соединении манометра, установленного на газопроводе высокого давления 1 категории в ГРПШ-13-2В-У1, были произведены силами газовой службы общества на основании наряда-допуска от 3 июня 2019 года N11. В соответствии с графиком осмотра, технического обслуживания и ремонта газорегуляторной установки ЦПС Новомосковск на 2019 год проверка работоспособности, герметичности запорной арматуры и соединений осуществляется обществом 1 раз в месяц. Следующая проверка по графику запланирована на 14 июня 2019 года. В силу пункта 8.3.5. ГОСТ Р 54983-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации.
Эксплуатационная документация" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 13 сентября 2012 года N 299-ст) текущий ремонт технологического оборудования должен проводиться по результатам мониторинга технического состояния и проведения технического обслуживания пунктов редуцирования газа, но не реже одного раза в три года, если иное не установлено изготовителем оборудования. При эксплуатации оборудования свыше среднего срока службы, установленного изготовителем, текущий ремонт проводится ежегодно. В соответствии с графиком осмотра, технического обслуживания и ремонта газорегуляторной установки ЦПС Новомосковск на 2019 год, журнала проведения текущего ремонта ГРПШ и журнала учета газоопасных работ, проводимых без оформления наряда-допуска, 30 апреля 2019 года был проведен осмотр и техническое обслуживание ГРПШ-13-2В-У1, в том числе регулятора РДСК-50БМ. В процессе осмотра (мониторинга) повреждений не обнаружено. Учитывая отсутствие выявленных при проведении технического обслуживания неисправностей оборудования, оснований для проведения его текущего ремонта не имелось. В подтверждение изложенных доводов Черным С.В. представлялись проверяющим должностным лицам перечисленные выше документы.
Указанные обстоятельства судебными инстанциями надлежащим образом не исследовались, мотивированная оценка приведенным доводам Черного С.В. и представленным им документам в судебных актах не дана.
Кроме того, из судебного дела не следует, что судебными инстанциями в рамках рассмотрения жалоб Черного С.В. были исследованы все доказательства, которые подлежали судебной проверке. Судьей городского суда в Приокское управление Ростехнадзора направлялся запрос о предоставлении материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества Черного С.В. (том 1 л.д. 204). Вместе с тем, ответ на данный запрос (том 1 л.д.214-262) не позволяет сделать вывод о том, что должностным лицом административного органа были представлены материалы дела об административном правонарушении в полном объеме.
Таким образом, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями приняты не были. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 10 сентября 2019 года и решение судьи Тульского областного суда от 20 ноября 2019 года подлежат отмене как вынесенные с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело подлежит направлению на новое рассмотрение судье Новомосковского городского суда Тульской области.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 10 сентября 2019 года и решение судьи Тульского областного суда от 20 ноября 2019 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Руссоль" Черного С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Новомосковский городской суд Тульской области.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.