дело N 2а-1771/8-2019
дело N88а-7150/2020
г. Саратов |
02 марта 2020 года |
Судья судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдаров М.Б, рассмотрев кассационную жалобу Гавиловского Анатолия Викторовича об отмене судебного приказа мирового судьи судебного участка N "адрес" по делу от 01 ноября 2019 года по заявлению МИФНС N "адрес" к Гавиловскому А.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени, установил:
Межрайонной ИФНС России N "адрес" (далее ? инспекция) в адрес мирового судьи судебного участка N "адрес" было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с налогоплательщика Гавиловского Анатолия Викторовича задолженности по транспортному налогу в размере "данные изъяты" и пени в размере "данные изъяты" копейка, на общую сумму "данные изъяты".
01 ноября 2019 года мировым судьей судебного участка N "адрес" был вынесен судебный приказ по делу N N о взыскании с Гавиловского А.В. задолженности по налогу и пени.
Гавиловский А.В. 21 января 2020 года обратился через суд первой инстанции с кассационной жалобой, которая 05 февраля 2020 года поступила в Первый кассационный суд общей юрисдикции, в которой просит об отмене судебного приказа от 01 ноября 2019 года вынесенного мировым судьей судебного участка N "адрес".
Кассационная жалоба мотивирована доводом о пропуске налоговым органом шестимесячного срока на подачу заявления о принятии судебного приказа.
В соответствии с требованиями статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается без проведения судебного заседания. Лицами, участвующими в деле, возражений относительной кассационной жалобы не представлено.
Проверив материалы административного дела, с учетом письменного отзыва Межрайонной ИФНС России N "адрес" судья судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного приказа мирового судьи судебного участка N "адрес" по делу от 01 ноября 2019 года.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судьей судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не установлены такого рода нарушения.
Как следует из материала, МИФНС России N "адрес" в отношении Гавиловского А.В. вынесено Требование N N об уплате налога, сбора, пени и штрафов по состоянию на 01 февраля 2019 года с указанием срока его исполнения до 02 апреля 2019 года.
Согласно штампу входящей корреспонденции заявление МИФНС России N 14 "адрес" о вынесении судебного приказа о взыскании с Гавиловского А.В. задолженности по транспортному налогу в размере "данные изъяты" и пени в размере "данные изъяты", на общую сумму "данные изъяты" поступило мировому судье судебного участка N "адрес" - 01 ноября 2019 года.
Мировым судьей судебного участка N "адрес" 01 ноября 2019 года вынесен судебный приказ по делу N N о взыскании с Гавиловского А.В. задолженности по налогу и пени.
Возражения относительно судебного приказа Гавиловским А.В. мировому судье не подавались.
Гавиловский А.В. в кассационной жалобе указывает на пропуск налоговым органом срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа. Других оснований для отмены судебного приказа в кассационном порядке заявителем в кассационной жалобе не указано.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно положениям статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (часть 1).
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (часть 2).
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; со смертью физического лица - налогоплательщика; с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (пункты 1, 4, 5 части 3).
Таким образом по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П Конституционного Суда Российской Федерации, налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В этой обязанности налогоплательщиков (в том числе, граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица) воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества.
Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года N 381-О-П).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.
В рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из заявления налогового органа и приложенных документов, налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм транспортного налога, а также пени, в связи с чем, подано заявление о вынесении судебного приказа.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции находит недостаточным довод кассационной жалобы о пропуске налоговым органом срока обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, для отмены судебного приказа в кассационном порядке.
В связи с указанным в удовлетворении кассационной жалобы об отмене судебного приказа надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определил:
судебный приказ мирового судьи судебного участка N "адрес" по делу от 01 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гавиловского Анатолия Викторовича - без удовлетворения.
Судья М.Б. Гайдаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.