Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Веркошанской Т.А, судей Зюзюкина А.Н, Омаровой А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой "данные изъяты" к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков, принять к производству суда
по кассационной жалобе Поповой "данные изъяты"
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 июля 2019 г. по делу N 33-22275/2019.
Заслушав доклад судьи Зюзюкина А.Н, выслушав объяснения представителей Поповой Л.С.- Попова В.А. (по доверенности) и Илия П.К. (по доверенности), поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Попова Л.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 1 418 747 рублей.
В обоснование требований истец указала на то, что постановлением правительства Московской области N 1117/49 от 16 декабря 2014 г. "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Гребнево, XVIII-XIX вв.", расположенного в деревне "адрес", режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон", установлены границы охранной зоны, в которую попал принадлежащей ей земельный участок с кадастровым номером N (далее- КН:754), предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, тем самым ограничены её права, земельный участок стало невозможным использовать в соответствии с целями его приобретения в 2010 году, причинены убытки, размер которых составляет 1 418 747 рублей.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 8 октября 2018 г. исковые требования удовлетворены полностью. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Поповой Л.С. взысканы убытки в размере 1 418 747 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 июля 2019 г. решение суда отменено с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Попова Л.С. ставит вопрос от отмене апелляционного определения, ссылаясь на допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия приходит к выводу, что таких нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущено не было.
Судами нижестоящих инстанций установлено и из материалов дела следует, что Попова Л.С. на основании договора купли-продажи от 28 апреля 2010 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером КН: 754, площадью 958 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Земельный участок расположен на землях населенных пунктов в границах деревни Гребнево с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства".
В соответствии с решением Исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов N 1391/29 от 6 октября 1988 г. "Об утверждении зон охраны памятника архитектуры - бывшей усадьбы "Гребнево" Щелковского района" вошедшая в охранную зону деревня Гребнево выделяется как зона регулируемой застройки, в которой новое строительство разрешается с соблюдением типа и характера сложившейся традиционной застройки - не выше двух этажей с двускатной кровлей.
Постановлением Правительства Московской области N 1117/49 от 16 декабря 2014 г. "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Гребнево, XVIII-XIX вв.", расположенного в деревне Гребнево сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области", режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон" решение Исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов N 1391/29 от 6 октября 1988 г. было признано утратившим силу. Вышеуказанным Постановлением утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Гребнево, XVIII-XIX вв." с указанием координат поворотных точек. Сведения о границах охранной зоны и режим использования земель в установленном законе порядке были внесены в Единый государственный реестр недвижимости и отображены на публичной кадастровой карте. Принадлежащий на праве собственности истцу земельный участок с кадастровым КН: 754 попал в охранную зону объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Гребнево, XVIII-XIX вв." в зону с особыми условиями использования территорий (Участок 0-1). Режим использования в данной зоне ограничивает хозяйственную деятельность и полностью запрещает строительство и реконструкцию капитальных зданий и сооружений.
Согласно статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
Согласно подпункту 4 пункта 1 и подпункту 2 пункта 2 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации, собственнику земельного участка подлежат возмещению в полном объеме убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные ограничением его прав.
Согласно пункту 4 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации при расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков определяются с учетом рыночной стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения, на основании которого возникли ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 5 стать 57 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 262 утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.
Как следует из пункта 8 названных Правил при определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствовался положениями статей 15. 16.1, 1064, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 56, 57 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" и исходил из того, что установленные постановлением правительства Московской области N 1117/49 от 16 декабря 2014 г. ограничения делают невозможным использование принадлежащего истцу земельного участка по его целевому назначению в соответствии с разрешенным видом использования, определив убытки в виде разницы между рыночной стоимостью земельного участка без учета установленных ограничений в использовании и с учетом таких ограничений.
Вместе с тем, как установлено судами и обоснованно указано в апелляционной жалобе на решение суда, отмечено судом апелляционной инстанции, земельный участок, принадлежащий истцу, на момент его приобретения, уже находился в границах территории зоны охраны объектов культурного наследия, в отношении которой законодательством были установлены особые требования и ограничения. С момента приобретения в 2010 году и по момент утверждения Постановлением Правительства Московской области N 1117/49 от 16 декабря 2014 г. границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Гребнево, XVIII-XIX вв." земельный участок истцом не был освоен, строительство с соблюдением типа и характера сложившейся традиционной застройки не велось. При таком положении суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что включением принадлежащего истцу земельного участка в охранную зону объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Гребнево, XVIII-XIX вв." реального ущерба истцу не причинено, соответственно, оснований для удовлетворения требований истца у суда не имелось.
Доводы кассационной жалобы о том, что наличие убытков подтверждается заключением экспертизы, согласно которому разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета установленных ограничений в использовании и с учетом таких ограничений образует цену иска, в связи с ограничениями истец не может построить на земельном участке жилой дом, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о несоответствии выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанций, нарушении либо неправильном применении норм материального права или норм процессуального права, а сводятся к иному их толкованию и направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 июля 2019 г. по делу N 33-22275/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Поповой "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.