Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Петровой Н.А, Ситникова В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панферова Дмитрия Сергеевича к комитету по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области о признании незаконным отказа в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
по кассационной жалобе Панферова Дмитрия Сергеевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26 августа 2019 г.
Заслушав доклад судьи Петровой Н.А, судебная коллегия
установила:
Панферов Д.С. обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконным отказа комитета по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области в признании нуждающимся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" муниципальной программы "Жилище" Наро-Фоминского городского округа на 2018-2021 года.
Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 21 мая 2019 г. требования Панферова Д.С. удовлетворены в полном объеме, признан незаконным отказ комитета по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области о признании Панферова Д.С. и членов его семьи ФИО7 и ФИО1 нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" муниципальной программы "Жилище" Наро-Фоминского округа на 2018-2021 годы и на администрацию Наро-Фоминского городского округа Московской области возложена обязанность включить Панферова Д.С. и членов его семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" муниципальной программы "Жилище" Наро-Фоминского округа на 2018-2021 годы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26 августа 2019 г. решение суда первой инстанции отменено с принятием по делу нового решения об отказе Панферову Д.С. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В кассационной жалобе Панферова Д.С. содержится просьба об отмене постановления суда апелляционной инстанции как незаконного.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверяя законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ), оснований для его отмены не установила.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Панферов Д.С. и ФИО7 состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ у Панферова Д.С. и ФИО7 родился сын ФИО1.
Панферов Д.С, ФИО7 и ФИО1 зарегистрированы по адресу: "адрес". Также по указанному адресу по месту жительства зарегистрированы: ФИО8 (мать истца) - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9- с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 - с ДД.ММ.ГГГГ
Квартира, расположенная по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности ФИО8 на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ
У ФИО7, Панферова Д.С. объекты недвижимого имущества на территории Московской области в собственности отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в администрацию Наро-Фоминского городского округа "адрес" с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" муниципальной программы "Жилище" Наро-Фоминского городского округа" на 2018-2021 годы.
25 декабря 2018 г. комитетом по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского городского округа Панферову Д.С. в удовлетворении его заявления было отказано по тем основаниям, что по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована ФИО10, тогда как в соответствии с действующим законодательством в случае вселения (согласия на вселение) гражданином - собственником жилого помещения иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением вселения в жилое помещение несовершеннолетних детей, молодая семья, совершившая такое действие, может признана нуждающейся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанного действия.
Ранее, в июле 2017 г. ФИО7 обращалась к ответчику с аналогичным заявлением, вместе с тем из представленных к обращению документов следовало, что ФИО10 была зарегистрирована в жилом помещении временно под фамилией ФИО11
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").
В соответствии с пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Аналогичные положения содержатся в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2013 г. N 655/34 (п. 5) и в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" муниципальной программы "Жилище" Наро-Фоминского городского округа на 2018-2021 годы, утвержденных постановлением администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 10 октября 2017 г. N 2958 (п.2).
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу п. п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований Панферову Д.С, суд апелляционной инстанции исходил из того, что действия ФИО10 (ФИО11), супруги брата истца, по снятию с регистрационного учета по месту жительства в "адрес" и регистрации ее в квартире по месту жительства Панферова Д.С. в "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, привели к нуждаемости семьи истца в обеспечении жилым помещением, что в силу ст. 53 ЖК РФ исключает возможность признания семьи истца нуждающейся в жилом помещении в течение 5 лет со дня совершения указанных действий и реализации ими права на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
На каждого зарегистрированного в квартире площадью 67, 10 кв.м после регистрации ФИО13 (Поповой) Е.В. приходится 9, 58 кв.м площади жилого помещения, тогда как ранее приходилось 11, 18 кв.м, при учетной норме не более 10 кв.м на одного члена семьи.
Таким образом, истцу правомерно отказано в признании нуждающимся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей".
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда апелляционной инстанции, поскольку из анализа положений ст. ст. 51-54 ЖК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2013 г. N 655/34, Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" муниципальной программы "Жилище" Наро-Фоминского городского округа на 2018-2021 года, утвержденных постановлением администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 10 октября 2017 г. N 2958, ст. 1.1 Закона Московской области N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма" следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в течение пяти лет с момента их совершения, являются любые действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, и только вселение несовершеннолетних детей в жилое помещение по месту жительства любого родителя не может расцениваться как намеренное ухудшение гражданами своих жилищных условий.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что истец не совершал умышленных действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий, не могут служить основанием к отмене судебного постановления.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, не противоречат закону и подробно мотивированы в оспариваемом судебном акте.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела.
Между тем переоценка установленных судом фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 ГПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступившего в силу и правильного по существу судебного постановления, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы Панферова Д.С.
Руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26 августа 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Панферова Дмитрия Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.