Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Рыжова В.М. и Ефимовой Д.А.
с участием прокурора Ильина Ю.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-1021/2019 по иску прокурора Орловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большекуликовского сельского поселения Орловского района, администрации Орловского района Орловской области о возложении обязанностей по организации площадок для накопления твердых коммунальных отходов
по кассационной жалобе администрации Орловского района Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 30 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 01 октября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Рыжова В.М, заключение прокурора Ильина Ю.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Орловского района Орловской области (далее - прокурор) обратился в суд с иском к администрации Большекуликовского сельского поселения Орловского района Орловской области (далее - администрации Большекуликовского сельского поселения), администрации Орловского района Орловской области (далее - администрация Орловского района) о возложении обязанностей по организации площадок для накопления твердых коммунальных отходов.
Решением суда первой инстанции от 30 июля 2019 г. исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением от 17 сентября 2019 г. решение районного суда было оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Орловского района просит состоявшиеся судебные акты отменить, как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об отказе в иске, указывает на то, что судебная власть своими постановлениями вмешалась в хозяйственную деятельность исполнительной власти, поскольку сбор твердых бытовых отходов может быть произведен и путем собирания его в пластиковые мешки с последующим вывозом автомобильным транспортом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
На основании ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено ГПК РФ.
В силу статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 18 декабря 2018 г. администрация Орловского района на основании соответствующего Соглашения передала администрации Большекуликовского сельского поселения полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. п. "з" п. 1.1). Администрация Орловского района приняла на себя обязанности, в том числе, по обеспечению своевременного финансирования переданных полномочий, а администрация Большекуликовского сельского поселения - по добросовестному осуществлению полномочий, предусмотренных п. 1.1; целевому использованию переданных материальных ресурсов и финансовых средств исключительно на осуществление переданных полномочий; предоставлению в администрацию района не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выполнены работы, отчетов о ходе исполнения полномочий, использовании финансовых средств (п.п. 2.3.1, 2.6.1, 2.6.2, 2.6.4 Соглашения).
Полномочия, передаваемые администрацией района в соответствии с вышеуказанным Соглашением, осуществляются за счет средств бюджета Орловского района в бюджет Большекуликовского сельского поселения в виде иных межбюджетных трансфертов на 2019 год в размере 891480 руб. с распределением данной суммы по полномочиям согласно приложению к настоящему Соглашению. Срок действия данного Соглашения с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.
Постановлением главы Орловского района Орловской области от 03 июля 2019 года N 1945 была утверждена муниципальная программа Орловского района "Создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловского района", задачами которой является увеличение на территории района мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В качестве планового результата указано создание на территории Орловского района мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих законодательству в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения для расположения 177 контейнеров. Соисполнителями указанной программы являются, в том числе администрации сельских поселений, входящих в состав Орловского района. Согласно таблице 3 данной программы, на ее реализацию для создания мест накопления твердых коммунальных отходов для Большекуликовского сельского поселения Орловского района Орловской области предусмотрено финансирование в объеме 243536, 88 руб, из которых в 2019 г. 34794, 84 руб.
Согласно позиции представителя администрации Орловского района в ходе рассмотрения дела, лимиты денежных средств в объеме, достаточном для создания контейнерных площадок, доведены до администрации Большекуликовского сельского поселения и в любое время могут быть перечислены ей.
Позиция представителя Большекуликовской сельской администрации сводилась к тому, что денежных средств на создание мест накопления твердых коммунальных отходов в вышеуказанных населенных пунктах не перечислено, а также к возможности осуществления вывоза мусора бестарным (бесконтейнерным) способом.
Руководствуясь ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 8 и 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", п. 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N1156, п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N1039, суды пришли к правильному выводу, что обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по общему правилу лежит на органах местного самоуправления соответствующего уровня, за исключением, когда в соответствии с законодательством такая обязанность возложена на иных лиц.
Судом установлено, что постановлением Правительства Орловской области от 21 июля 2017 года N300 утверждены Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области.
Как отмечено выше, заключенное между Департаментом топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и региональным оператором 24 августа 2018 года во исполнение вышеуказанного постановления Соглашение не содержит обязанности регионального оператора по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, в ходе рассмотрения спора было установлено, что администрацией Орловского района и администрацией Большекуликовского поселения в рамках их полномочий был принят ряд документов, предусматривающих в обязанностях органов местного самоуправления создание контейнерных площадок на территории Большекуликовского сельского поселения, увеличение количества контейнеров, а также финансирование данных мероприятий.
Довод о вмешательстве в компетенцию органа местного самоуправления путем заявления прокурором определенного способа восстановления нарушенного права основан на неправильном толковании права, предполагающего необходимость указания истцом конкретного требования при обращении в суд.
Доводы кассационной жалобы уже заявлялись в судах первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств, тогда как по правилам ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены постановлений судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 30 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 01 октября 2019 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Орловского района Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/
Судьи: /подписи/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.