Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.
судей Скоковой Д.И, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании дело N 2-2528/2019 по иску Воронина Юрия Алексеевича к Государственному Учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в досрочном назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении пенсии
по кассационной жалобе Воронина Юрия Алексеевича
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 октября 2019 г, заслушав доклад судьи Скоковой Д.И, установила:
Воронин Ю.А. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области (далее - ГУПФР N 7 по г. Москве и Московской области, пенсионный орган) о признании решения об отказе в досрочном назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении пенсии.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 20 мая 2019 г. требования Воронина Ю.А. удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 октября 2019 г. решение суда первой инстанции отменено в части включения в специальный стаж в льготном исчислении из расчета один год работы как один год и 6 месяцев периодов работы Воронина Ю.А. в должности врача-интерна анестезиолога-реаниматолога в Егорьевской ЦРБ Егорьевского района Алтайского края с 11 апреля 1988 г. по 24 апреля 1988 г, с 1 мая 1988 г. по 20 июня 1988 г, с 26 июня 1988 г. по 30 июня 1988 г.; в должности врача анестезиолога-реаниматолога Егорьевской ЦРБ Егорьевского района Алтайского края с 1 июля 1988 г. по 8 января 1989 г, с 12 января 1989 г. по 11 марта 1989 г, с 18 марта 1989 г. по 26 марта 1989 г, с 1 апреля 1989 г. по 24 июня 1989 г, с 2 июля 1989 г. по 9 января 1990 г, с 13 января 1990 г. по 28 февраля 1990 г, с 3 марта 1990 г. по 12 мая 1990 г, с 28 мая 1990 г. по 4 июля 1990 г, с 7 июля 1990 г. по 30 августа 1990 г.; в должности врача анестезиолога-реаниматолога Родинской ЦРБ Родинского района Алтайского края с 10 сентября 1990 г. по 31 декабря 1991 г. и в части возложения на пенсионный орган обязанности по досрочному назначению страховой пенсии по старости с 13 августа 2018 г. с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований истца.
Воронин Ю.А. обратился в Первый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит об отмене апелляционного определения в части отмены решения Щелковского городского суда от 20 мая 2019 г. ввиду допущенных судом нарушений норм материального права и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает её подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 13 августа 2018 г. Воронин Ю.А. обратился в УПФР N 18 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 12 марта 2019 г. в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Удовлетворяя заявленные истцом требования о включении в специальный стаж в льготном исчислении из расчета один год работы как один год и 6 месяцев вышеуказанных периодов работы Воронина Ю.А, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности истцом осуществления трудовой деятельности в должностях и учреждениях, поименованных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в структурных подразделениях медицинских организаций, работа в которых засчитывается в специальный стаж в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и 6 месяцев.
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований о включении названных периодов работы истца в специальный стаж в льготном исчислении и о возложении на пенсионный орган обязанности по досрочному назначению Воронину Ю.А. страховой пенсии по старости с 13 августа 2018 г, судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда исходила из того, что льготный порядок исчисления страхового стажа начал применяться с 1 января 1992 г, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, такой порядок расчета специального стажа для назначения страховой пенсии по старости предусмотрен не был.
Судебная коллегия считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066).
Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 г, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Согласно пункту 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, исчисление сроков выслуги производилось с применением указанной льготы (год работы засчитывался как год и шесть месяцев), в том числе, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.
Льготный порядок исчисления (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) предусмотрен и для лиц, работавших в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, являющемуся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Суд первой инстанции, разрешая спор по требованиям Воронина Ю.А. о включения в специальный стаж в льготном исчислении из расчета один год работы как один год и 6 месяцев периодов работы в должности врача-интерна анестезиолога-реаниматолога в Егорьевской ЦРБ Егорьевского района Алтайского края с 11 апреля 1988 г. по 24 апреля 1988 г, с 1 мая 1988 г. по 20 июня 1988 г, с 26 июня 1988 г. по 30 июня 1988 г.; в должности врача анестезиолога-реаниматолога Егорьевской ЦРБ Егорьевского района Алтайского края с 1 июля 1988 г. по 8 января 1989 г, с 12 января 1989 г. по 11 марта 1989 г, с 18 марта 1989 г. по 26 марта 1989 г, с 1 апреля 1989 г. по 24 июня 1989 г, с 2 июля 1989 г. по 9 января 1990 г, с 13 января 1990 г. по 28 февраля 1990 г, с 3 марта 1990 г. по 12 мая 1990 г, с 28 мая 1990 г. по 4 июля 1990 г, с 7 июля 1990 г. по 30 августа 1990 г.; в должности врача анестезиолога-реаниматолога Родинской ЦРБ Родинского района Алтайского края с 10 сентября 1990 г. по 31 декабря 1991 г, установил, что факт выполнения Ворониным Ю.А. как врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача анестезиолога-реаниматолога документально подтвержден, как и факт его работы в должности врача анестезиолога-реаниматолога в структурных подразделениях Егорьевской ЦРБ Егорьевского района Алтайского края и Родинской ЦРБ Родинского района Алтайского края, работа в которых засчитывается в специальный стаж в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и 6 месяцев в соответствии с правовым регулированием, действующим на момент обращения истца за назначением пенсии.
Обстоятельства дела, установленные судом первой инстанции, и соответствующие им выводы суда первой инстанции не опровергнуты ответчиком в ходе судебного разбирательства, в том числе и в суде апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе Воронину Ю.А. в удовлетворении указанных требований, суд апелляционной инстанции, не установив каких-либо новых обстоятельств и не опровергнув выводы суда первой инстанции, сослался на то, что применение льготного порядка исчисления страхового стажа не было предусмотрено Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложением к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), действовавшим в спорные периоды работы истца.
Выводы суда первой инстанции о том, что спорные периоды подлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении, с учетом которого у истца имеется предусмотренный пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ 30-летний стаж лечебной деятельности, необходимый для получения досрочной страховой пенсии по старости, вследствие неправильного применения к спорным отношениям норм материального права судом апелляционной инстанции опровергнуты не были.
Ввиду изложенного у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для частичной отмены решения суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Воронина Ю.А. и для принятия нового решения об отказе в удовлетворении его требований о включении в специальный стаж в льготном исчислении из расчета один год работы как один год и 6 месяцев периодов работы Воронина Ю.А. в должности врача-интерна анестезиолога-реаниматолога в Егорьевской ЦРБ Егорьевского района Алтайского края с 11 апреля 1988 г. по 24 апреля 1988 г, с 1 мая 1988 г. по 20 июня 1988 г, с 26 июня 1988 г. по 30 июня 1988 г.; в должности врача анестезиолога-реаниматолога Егорьевской ЦРБ Егорьевского района Алтайского края с 1 июля 1988 г. по 8 января 1989 г, с 12 января 1989 г. по 11 марта 1989 г, с 18 марта 1989 г. по 26 марта 1989 г, с 1 апреля 1989 г. по 24 июня 1989 г, с 2 июля 1989 г. по 9 января 1990 г, с 13 января 1990 г. по 28 февраля 1990 г, с 3 марта 1990 г. по 12 мая 1990 г, с 28 мая 1990 г. по 4 июля 1990 г, с 7 июля 1990 г. по 30 августа 1990 г.; в должности врача анестезиолога-реаниматолога Родинской ЦРБ Родинского района Алтайского края с 10 сентября 1990 г. по 31 декабря 1991 г. и о возложении на пенсионный орган обязанности по досрочному назначению страховой пенсии по старости с 13 августа 2018 г.
С учетом приведенных обстоятельств апелляционное определение в указанной части нельзя признать законным, оно принято с нарушением норм материального права, что согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 октября 2019 г. отменить в части отмены решения Щелковского городского суда Московской области от 20 мая 2019 г. в части удовлетворения требований Воронина Ю.А. о включении в специальный стаж в льготном исчислении из расчета один год работы как один год и 6 месяцев периодов работы Воронина Ю.А. в должности врача-интерна анестезиолога-реаниматолога в Егорьевской ЦРБ Егорьевского района Алтайского края с 11 апреля 1988 г. по 24 апреля 1988 г, с 1 мая 1988 г. по 20 июня 1988 г, с 26 июня 1988 г. по 30 июня 1988 г.; в должности врача анестезиолога-реаниматолога Егорьевской ЦРБ Егорьевского района Алтайского края с 1 июля 1988 г. по 8 января 1989 г, с 12 января 1989 г. по 11 марта 1989 г, с 18 марта 1989 г. по 26 марта 1989 г, с 1 апреля 1989 г. по 24 июня 1989 г, с 2 июля 1989 г. по 9 января 1990 г, с 13 января 1990 г. по 28 февраля 1990 г, с 3 марта 1990 г. по 12 мая 1990 г, с 28 мая 1990 г. по 4 июля 1990 г, с 7 июля 1990 г. по 30 августа 1990 г.; в должности врача анестезиолога-реаниматолога Родинской ЦРБ Родинского района Алтайского края с 10 сентября 1990 г. по 31 декабря 1991 г. и о возложении на пенсионный орган обязанности по досрочному назначению страховой пенсии по старости с 13 августа 2018 г.
В указанной части оставить в силе решение Щелковского городского суда Московской области от 20 мая 2019 г.
В остальной части апелляционное определение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.