Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Рыжова В.М, Шабановой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2491/2018 по иску Тимошиной Марии Сергеевны, Тимошиной Натальи Анатольевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО21 и ФИО22, к администрации г. Тулы о признании незаконным постановления и предоставлении благоустроенного жилого помещения
по кассационной жалобе Тимошиной Марии Сергеевны, Тимошиной Натальи Анатольевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО15, ФИО1, на решение Центрального районного суда г. Тулы от 20 декабря 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 7 мая 2019 г.
Заслушав доклад судьи Рыжова В.М, судебная коллегия
установила:
Тимошина М.С, Тимошина Н.А, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО15, ФИО1, обратились в суд с иском к администрации г. Тулы о признании незаконным постановления и предоставлении благоустроенного жилого помещения, указывая на то, что их семья, состоящая из Тимошиной Н.А, ее детей - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруга Тимошина С.И, отца Новикова А.И, проживает по адресу: "адрес", которая принадлежит на праве собственности Новикову А.И. и Петковой М.И. по ? доли каждому. Иного жилья они ни в собственности, ни по договору социального найма не имеют, в связи с чем с 2012 г. состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Указанный жилой дом в 2001 г. признан ветхим, в 2008 г. - аварийным, подлежащим расселению и сносу. Капитальный ремонт дома никогда не производился. Меры по улучшению их жилищных условий до настоящего времени не приняты. С 30 мая 2012 г. их семья принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи из двух человек. В дальнейшем состав семьи увеличился до 4 человек. По состоянию на 16 февраля 2018 г. их семья значилась в списке малоимущих граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, под номером 4. С 2012 г. они ежегодно подтверждали статус малоимущих граждан, представляя соответствующие документы. 12 июля 2018 г. постановлением главы администрации г. Тулы они сняты с учета в связи с утратой оснований, поскольку увеличился совокупный доход семьи.
Считают снятие их семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, поскольку увеличение дохода в 2017 г. было связано с разовыми выплатами при рождении третьего ребенка. Снятие их семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий препятствует получению ими благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 20 декабря 2018 г. в удовлетворении исковых требований Тимошиной Н.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО15, ФИО1, а также Тимошиной М.С. к администрации города Тулы отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 7 мая 2019 г. решение Центрального районного суда г. Тулы от 20 декабря 2018 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Тимошиной М.С, Тимошиной Н.А, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО15, ФИО1, по доверенности - Никитина А.В. указывает, что судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, оспаривает законность и обоснованность судебных постановлений, просит их отменить, указывая на то, что комиссия по жилищным вопросам в г. Туле неправильно определила, что совокупный доход семьи Тимошиной выше прожиточного минимума, включив в доход разовую выплату при рождении третьего ребенка и другие разовые выплаты, применила неправильный расчет среднедушевого дохода семьи.
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд не находит оснований для их отмены.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что "адрес" принадлежала на праве собственности Новиковой Г.П, после ее смерти право собственности на данную квартиру перешло к Новикову А.И. (отцу истца Тимошиной Н.А.) и Петковой М.И. по 1/2 доли каждому, в порядке наследования по завещанию.
По состоянию на 13 августа 2018 г. в указанной квартире, общей площадью 47, 7 кв.м, жилой площадью 26, 5 кв.м на регистрационном учете состоят Новиков А.И, Тимошина Н.А. (дочь), ФИО3 (внучка), ФИО15 (внучка), ФИО1 (внук) с 7 марта 2017 г.
Квартира N расположена в многоквартирном "адрес", который на основании акта межведомственной комиссии от 03 сентября 2001 г, утвержденного постановлением главы города Тулы от 28 сентября 2001 г. N 1293, признан ветхим.
Постановлением администрации г. Тулы от 28 декабря 2017 г. N 4749 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", постановлением администрации города Тулы от 30 декабря 2013 г. N4457 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", с учетом акта и заключения межведомственной комиссии главного управления администрации города Тулы по Зареченскому территориальному округу от 20 декабря 2017 N многоквартирный "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу, с указанием на отселение физических лиц - правообладателей муниципальных помещений, расположенных в данном доме, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением администрации г. Тулы от 30 мая 2012 г. Тимошина Н.А, признанная малоимущей, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с составом семьи 3 человека: (она, дочь ФИО3, дочь ФИО15), как являющаяся членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченная общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При этом при постановке на учет как малоимущей семьи учитывался размер ежемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, который составил 4 033 руб. 26 коп, а также размер стоимости налогооблагаемого имущества, находящегося в собственности членов семьи, который составил 91 590 руб. 58 коп.
На основании постановления администрации г. Тулы от 09 октября 2017 г. N 3266, протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Тулы от 15 сентября 2017 г. N 436 в учетное дело Тимошиной Н.А. внесены изменения, в состав семьи включен сын ФИО24 Постановлено считать Тимошину Н.А. состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма администрацией города Тулы, с составом семьи 4 человека (она, дочь ФИО3, дочь ФИО15, сын ФИО1).
Постановлением администрации г. Тулы от 12 июля 2018 г. N 2440, подписанным главой администрации г. Тулы, Тимошина Н.А. с составом семьи 4 человека, снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма администрацией города Тулы, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Обращаясь в суд с иском Тимошина Н.А. указала, что дом, в котором проживает она и члены ее семьи является аварийным и подлежащим сносу, а проживающие в нем лица подлежат расселению, администрация г. Тулы никаких мер к расселению жильцов дома не предпринимала, в связи с чем в соответствии с положениями статей 57, 85-87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации ей и членам ее семьи должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г. Тулы, общей площадью не менее установленной по г. Туле нормы предоставления жилого помещения; полагала, что постановление главы администрации г. Тулы от 12 июля 2018 г. N 2440 является незаконным, поскольку основанием для отказа в подтверждении статуса малоимущей семьи послужило формальное увеличение доходов каждого члена семьи в связи с произведенными в 2017 г. разовыми выплатами при рождении третьего ребенка, которые по существу не улучшили материальное положение, основания, по которым их семья была поставлена на учет, не отпали, данное постановление нарушает их жилищные права, поскольку препятствует получению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Разрешая исковые требования истцов, и отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным постановления главы администрации г. Тулы от 12 июля 2018 г. N 2440, суд исходил из того, что размер среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи Тимошиной Н.А. за период 2015-2017 г.г. превысил величину порогового значения размера дохода, установленного для Тульской области, то есть не подтвержден статус малоимущей семьи, данное постановление принято уполномоченным на то должностным лицом в пределах предоставленной компетенции, в соответствии с требованиями закона.
Разрешая исковые требования в соответствии с требованиями статьи 14 и статей 49-52 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд исходил из того, что установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления.
Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Оспаривая вышеназванное постановление, сторона истца ссылалась на незаконность состава комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Тулы при рассмотрении вопроса о снятии Тимошиной Н.А. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма администрацией города Тулы, поскольку в заседании комиссии участвовало лицо, которое не является членом комиссии, а также на неправильное исчисление размера дохода, приходящегося на каждого члена ее семьи.
Суд, учитывая, что голос ФИО13 не являлся решающим при принятии решения, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания принятого комиссией решения незаконным.
Согласно части 1 статьи 3 Закона Тульской области от 07 июля 2006 г. N 722-ЗТО "О порядке признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений" органы местного самоуправления поселений и городских округов предоставляют гражданам жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в случае признания их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4 указанного Закона Тульской области размер дохода одиноко проживающего гражданина или размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина или в собственности членов семьи, определяются органами местного самоуправления по заявлению гражданина-заявителя. Для определения размера дохода одиноко проживающего гражданина или размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, может применяться порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи, установленный федеральным законом для оказания государственной социальной помощи. При расчете размера дохода одиноко проживающего гражданина или размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях настоящего Закона учитываются все виды доходов, установленные Правительством Российской Федерации для оказания государственной социальной помощи.
Согласно ч. 9 ст. 6 указанного Закона Тульской области орган учета ежегодно исходя из срока приема заявлений проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением администрации г. Тулы от 29 июня 2012 г. N1753 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда и предоставление им по договорам социального найма жилых помещений", в соответствии с разделом 2 которого предоставление им по договорам социального найма жилых помещений" производится органом местного самоуправления - администрацией города Тулы и осуществляется через отраслевой (функциональный) орган администрации города Тулы - комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы.
Предоставление муниципальной услуги завершается путем выдачи заявителю справки о размере дохода одиноко проживающего гражданина или размере дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина или в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и о признании (отказе в признании) малоимущим (статьи 29, 30).
Из материалов дела следует, что в целях подтверждения статуса малоимущей семьи в комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы Тимошиной Н.А. представлены сведения о доходах ее семьи за последние 3 года.
Расчет переоценки пороговых значений дохода и стоимости налогооблагаемого имущества для подтверждения статуса малоимущей семьи был сделан в соответствии с постановлением администрации города Тулы от 29 июня 2012 г. N 1753 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений", решением Тульской городской Думы от 26 сентября 2007 г. N 35/750 "О пороговых значениях дохода и стоимости имущества для признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений", на основании документов, подтверждающих размер совокупного дохода семьи за последние три года и стоимости налогооблагаемого имущества, находящегося в собственности членов семьи Тимошиной Н.А.
Было установлено, что условия признания семьи Тимошиной Н.А. малоимущей не выполнены, на одного человека в семье приходится по 11 697 руб. 84 коп. в месяц, что больше величины прожиточного минимума.
В доход Тимошиной Н.А. не было включено единовременное пособие при рождении ребенка в размере 16 350 рублей 33 копеек, так как данная справка не была представлена заявителем в апреле 2018 г, а была предъявлена представителем Тимошиной Н.А. в суд первой инстанции только 8 октября 2018г.
Если произвести расчет доходов семьи Тимошиной Н.А. без учета полученных единовременных пособий, то размер совокупного среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи составит 11 036 руб. 55 коп, что более порогового значения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (9 534 руб.), то есть семья Тимошиной Н.А. также не может быть признана малоимущей, даже без учета взятых в расчет единовременных пособий.
Судом вопреки доводам Тимошиной Н.А. установлено, что на момент рассмотрения комиссией по жилищным вопросам при администрации г. Тулы представленных Тимошиной Н.А. документов действовала величина прожиточного минимума по Тульской области на I квартал 2018 г, утвержденная постановлением правительства Тульской области от 07 мая 2018 г. N 173 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Тульской области за I квартал 2018 г.". Иных нормативных актов, действующих по состоянию на 08 июня 2018 г, принято не было.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Суд пришел к выводу о том, что у ответчика имелись законные основания для принятия оспариваемого постановления, поскольку в силу положений частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде возникает у граждан при условии признания их в установленном порядке не только нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но и малоимущими.
Обращаясь в суд с иском, истцы полагали, что имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку проживают в аварийном жилом доме, подлежащем сносу.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Регистрация истцов в жилом помещении, признанным непригодным для проживания не свидетельствует о наличии у них права на получение жилого помещения по норме предоставления, поскольку наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого данными гражданами на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того из материалов дела следует, что жилое помещение, в котором истцы зарегистрированы, принадлежит на праве общей долевой собственности Новикову А.И. (отцу Тимошиной Н.А.) и Петковой М.И. (по 1/2 доле в праве каждому).
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
Доказательств, подтверждающих, что "адрес" включен в какую-либо действующую региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не имеется, решение об изъятии жилого помещения, принадлежащего Новикову А.И. и Петковой М.И, для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось, соглашение о предоставлении им другого жилого помещения между сторонами не заключалось, с учета нуждающихся в жилых помещениях семья Тимошиной Н.А. снята.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд постановилзаконное решение в пределах исковых требований и по заявленным истцом основаниям.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании кассатором норм материального и процессуального законодательства, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных в судебном заседании доказательств, которым судами нижестоящих инстанций дана надлежащая оценка.
Между тем, в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 20 декабря 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 7 мая 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Тимошиной Марии Сергеевны, Тимошиной Натальи Анатольевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО25 ФИО26 - без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.