Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Ефимовой Д.А, Курдюковой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Добринского района Липецкой области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО "Чистый город" об обязании обеспечить граждан пакетами или другими емкостями для складирования твердых коммунальных отходов и организовать вывоз твердых коммунальных отходов, по кассационной жалобе ООО "Чистый город" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 30 октября 2019г.
заслушав доклад судьи Ефимовой Д.А, объяснения представителя ООО "Чистый город" Сорокина Д.В. по доверенности от 25 декабря 2019г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Рязанова В.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Добринского района Липецкой области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО "Чистый город" о возложении обязанности на регионального оператора предоставить населению пакеты или другие емкости, предназначенные для складирования твердых коммунальных отходов, обеспечить своевременный регулярный вывоз твердых коммунальных отходов не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 0С) не реже 1 раза в сутки.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что ООО "Чистый город" являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории сельских поселений Добринского муниципального района Липецкой области осуществляет свою деятельность пакетированным способом, не предоставляя при этом населению пакеты или другие емкости, предназначенные для складирования твердых коммунальных отходов. Также общество нарушает периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, установленную Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354, п. 2.2.1, п. п. 2.2.3 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88.
Решением Грязинского городского суда Липецкой области от 19 августа 2019г. в удовлетворении иска прокурору Добринского района к ООО "Чистый город" об обязании обеспечить жителей населенных пунктов сельских поселений Верхнематренский, Березнеговатский, Дубовской, Дуровский, Каверинский, Мазейский, Нижнематренский, Петровский, Талицкий, Среднематренский, Новочеркутинский, Тихвинский и Хворостянский сельсоветы Добринского муниципального района Липецкой области, являющихся потребителями услуги по сбору и вывозу ТКО, пакетами или другими емкостями для складирования твердых бытовых отходов и изменении периодичности вывоза твердых бытовых отходов отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 30 октября 2019г. решение Грязинского городского суда Липецкой области от 19 августа 2019г. в части отказа в возложении на ООО "Чистый город" обязанности изменить периодичность вывоза твердых бытовых отходов отменено.
Постановлено по делу в этой части новое решение, которым на ООО "Чистый город" возложена обязанность обеспечить своевременный регулярный вывоз твердых коммунальных отходов во всех населенных пунктах сельских поселений Верхнематренский, Березнеговатский, Дубовской, Дуровский, Каверинский, Мазейский, Нижнематренский, Петровский, Талицкий, Среднематренский, Новочеркутинский, Тихвинский, Хворостянский, Пушкинский и Демшинский сельсоветы Добринского района (при среднесуточной температуре +5 0С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 0С) не реже 1 раза в сутки. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Чистый город" просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 30 октября 2019 года, как незаконное, оставить в силе решение Грязинского городского суда Липецкой области от 19 августа 2019г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены апелляционного определения.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
В силу п.18 ст.14, п.14 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.
Указанные в статье 8 Закона N 89-ФЗ полномочия органов местного самоуправления относятся к вопросам местного значения муниципальных образований на основании статей 14, 15, 16 Закона N 131-ФЗ.
Статьей 24.6 Закон N 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО.
Пунктом 10 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2016 N 1156, установлено, что в соответствии с условиями договора складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Согласно 13 Правил обращения с ТКО региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Из материалов дела следует, что на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны Грязинская Липецкой области от 30 апреля 2018г, заключенного между Управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, и ООО "Чистый город" (региональный оператор), ответчик с 1 июля 2018г. обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов) на территории Грязинского, Добринского, Усманского районов Липецкой области.
В газете "Добринские известия" от 05.06.2018 г. за N 68 (11858) опубликована публичная оферта о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на основании которой региональный оператор ООО "Чистый город" обязуется принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) в объеме и в месте, определенном договором, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом, ответчик осуществляет указанную деятельность на территории сельских поселений Добринского муниципального района Липецкой области.
Сбор ТКО на территории сельских поселений, за исключением сельского поселения Добринский сельсовет, организован смешанным способом: пакетированный сбор и сбор в контейнеры.
Прокуратурой Добринского района Липецкой области на основании распоряжения от 23 апреля 2019г. проведена проверка, в ходе которой установлено, что региональный оператор осуществляет сбор ТКО в населенных пунктах сельских поселений Верхнематренский, Березнеговатский, Дубовской, Дуровский, Каверинский, Мазейский, Нижнематренский, Петровский, Талицкий, Среднематренский, Новочеркутинский, Тихвинский и Хворостянский сельсоветы Добринского района пакетированным способом, при этом не предоставляет населению пакеты или другие емкости, предназначенные для складирования ТКО. Вывоз ТКО в населенных пунктах сельских поселений осуществляется один раз в неделю, за исключением населенных пунктов Новочеркутинского, Петровского и Талицкого сельских поселений, в которых вывоз ТКО осуществляется два раза в неделю. В населенных пунктах сельских поселений Богородицкий, Демшинский, Добринский, Пушкинский сельсоветы Добринского района накопление ТКО осуществляется в контейнеры, в Демшинском сельском поселении вывоз ТКО осуществляется с периодичностью один раз в неделю, в Пушкинском - два раза в неделю, Богородицком и Добринском - три раза в неделю.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что законодательством Российской Федерации не установлены лица, обязанные приобретать контейнеры и бункер для их установки в местах накопления ТКО; договорные отношения регионального оператора ООО "Чистый город" с потребителями о сборе ТКО в пакеты или иные емкости не подтверждены. Пункт 10 Правил обращения с ТКО о возможности сбора отходов в пакеты или другие емкости, предоставленные оператором, не означает обязанность последнего по обеспечению ими потребителей, поскольку из буквального толкования данного пункта следует возможность предоставления оператором имеющихся у него емкостей потребителям как один из возможных способов сбора ТКО. Контейнеры, иные емкости (пакеты) могут приобретаться собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора. В тарифах на 2019-2021 годы расходы регионального оператора на обеспечение потребителей пакетами и иными емкостями для сбора ТКО не включены.
При таком положении суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на регионального оператора ООО "Чистый город" обязанности по обеспечению жителей населенных пунктов, заявленных прокурором сельских поселений, пакетами для сбора ТКО или иными ёмкостями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований об изменении периодичности вывоза ТКО, суд исходил из отсутствия оснований полагать, что существует нарушенное или оспариваемое право, либо законные интересы неопределенного круга лиц, подлежащие судебной защите, поскольку прокурором не представлено доказательств того, что органом Роспотребнадзора согласована иная периодичность удаления твердых бытовых отходов в населенных пунктах, чем существует на практике; установленная периодичность вывоза ТКО не нарушает чьи-либо права и законные интересы.
Суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда в той части, в которой истцу было оказано в изменении периодичности вывоза ТКО. Отменяя в указанной части решение суда первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, а также закона подлежащего применению по данному делу, возложил на ответчика обязанность обеспечить своевременный регулярный вывоз твердых коммунальных отходов во всех населенных пунктах сельских поселений Верхнематренский, Березнеговатский, Дубовской, Дуровский, Каверинский, Мазейский, Нижнематренский, Петровский, Талицкий, Среднематренский, Новочеркутинский, Тихвинский, Хворостянский, Пушкинский и Демшинский сельсоветы Добринского района (при среднесуточной температуре +5 0 С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +50С) не реже 1 раза в сутки.
При этом суд апелляционной инстанции исходили из императивно установленной периодичности вывоза ТКО в зависимости от времени года и среднесуточной температуры, в связи с чем предоставление коммунальной услуги с периодичностью, не отвечающей требованиям санитарно-эпидемиологических норм, является нарушением прав потребителей.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, не противоречат закону.
Пунктом 17 раздела VII приложения 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предусмотрено, что региональный оператор обязан обеспечить своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз)
В п. 2.2.1 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) установлено, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Статьей 8 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии и статьей 11 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которых не оказывают вредного воздействия на человека.
Таким образом, периодичность вывоза ТКО, установленная указанными правовыми нормами, направлена на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Само по себе не наступление вредных последствий, вызванных несоблюдением установленной законом периодичности вывоза ТКО, не свидетельствует о надлежащем исполнении региональным оператором своих обязанностей. Сам факт более редкого вывоза ТКО является нарушением прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, относящихся к числу неотъемлемых конституционных прав граждан (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 4.1 публичного договора, в обязанности регионального оператора входит обеспечение сбора твердых коммунальных отходов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного выводы суда апелляционной инстанции о возложении на ответчика обязанности по обеспечению установленной законом периодичности вывоза ТКО судебная коллегия находит соответствующими положениям действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы в части несогласия с установленными обстоятельствами дела и оценкой доказательств, не могут служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку согласно части 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими. Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 ГПК РФ).
При разрешении дела судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, приняты необходимые меры для выяснения прав и обязанностей сторон, выводы мотивированы и соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 30 октября 2019г. оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Чистый город" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.