Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Васильевой Т.Г, при секретаре Абрамове П.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-423/2019 по апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом Тамбовской области на решение Тамбовского областного суда от 15 октября 2019 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление Цвейгарт Е.И. к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области и Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Цвейгарт Е.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просила об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером N категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под зданием общественно-торгового назначения (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), площадью 625 +/-9 кв. м, расположенного по адресу: Т. область, г. Та, ул. С, дом N, по состоянию на 1 января 2018 года в размере его рыночной стоимости - "... " рубль "... " копеек;
- земельного участка с кадастровым номером N категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под зданием общественно-торгового назначения (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), площадью 656 +/-7 кв. м, расположенного по адресу: Т. область, г. Та, ул. С, дом N, по состоянию на 1 января 2018 года в размере его рыночной стоимости - "... " рублей "... " копеек;
- земельного участка с кадастровым номером N категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под строительство здания общественно-торгового назначения, площадью 227 +/-5 кв. м, расположенного по адресу: Т. область, г. Та, ул. Б, дом N, по состоянию на 1 января 2018 года в размере его рыночной стоимости - "... " рублей "... " копеек;
- земельного участка с кадастровым номером N категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под строительство здания общественно-торгового назначения, площадью 426+/-7 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участках. Почтовый адрес ориентира: Т. область, г. Та, ул. Б, дом N, по состоянию на 1 января 2018 года в размере его рыночной стоимости - "... " рублей "... " копеек.
В обоснование требований административный истец указала на нарушение ее прав как плательщика земельного налога, поскольку кадастровая стоимость объектов недвижимости, утвержденная по состоянию на 01 января 2018 года Приказом комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 30 ноября 2018 года N "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Тамбовской области" земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рублей "... " копеек, земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рубля "... " копеек, земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рубль "... " копеек, земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рублей "... " копейки, не соответствует их реальной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости ООО " СО." N от ДД.ММ.ГГГГ года.
Решением Тамбовского областного суда от 15 октября 2019 года исковые требования Цвейгарт Е.И. удовлетворены в части требований, предъявленных к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, Управлению Росреестра по Тамбовской области и Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости". Кадастровая стоимость объектов недвижимости установлена по состоянию на 1 января 2018 года в следующих размерах:
- земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 718 631 рубля 25 копеек;
- земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 803 875 рублей 36 копеек;
- земельного участка с кадастровым номером N в размере 624 206 рублей 87 копеек;
- земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 171 419 рублей 06 копеек.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению имуществом Тамбовской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что представленный административным истцом отчет об оценке вызывает сомнения в его обоснованности и достоверности по причине наличия существенной разницы между определенной оценщиком рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью. Кроме того, следуя принципам административного судопроизводства, суд первой инстанции в обязательном порядке должен был назначить судебную экспертизу на предмет определения рыночной стоимости объекта недвижимости на дату определения его кадастровой стоимости. Не обладая специальными знаниями в данной области суд не может утверждать о правильности определения рыночной стоимости, представленной административным истцом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
От представителя Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" по доверенностям Каниной Н.А. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что Цвейгарт Е.И. согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ года N, N, N, N является собственником объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером N категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под зданием общественно-торгового назначения (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), площадью 625 +/-9 кв. м, расположенного по адресу: Т. область, г. Та, ул. С, дом N;
- земельного участка с кадастровым номером N категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под зданием общественно-торгового назначения (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), площадью 656 +/-7 кв. м, расположенного по адресу: Т. область, г. Та, ул. С, дом N;
- земельного участка с кадастровым номером N категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под строительство здания общественно-торгового назначения, площадью 227 +/-5 кв. м, расположенного по адресу: Т. область, г. Та, ул. Б, дом N;
- земельного участка с кадастровым номером N категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под строительство здания общественно-торгового назначения, площадью 426+/-7 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участках. Почтовый адрес ориентира: Т. область, г. Та, ул. Б, дом N.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункты 1, 2 и 5).
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В силу требований главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Кадастровая стоимость поименованных выше объектов недвижимости утверждена Приказом комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 30 ноября 2018 года N "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Тамбовской области" и по состоянию на 01 января 2018 года составляет: земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рублей "... " копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ года N), земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рубля "... " копеек, (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ года N) земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рубля "... " копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ года N), земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рублей "... " копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ года N).
В силу требований части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно положениям части 7 статьи 22 названного федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В обоснование своих требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости ООО " СО." N от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому рыночная стоимость - земельного участка с кадастровым номером N составляет "... " рубля "... " копеек; земельного участка с кадастровым номером N составляет "... " рублей "... " копеек; земельного участка с кадастровым номером N составляет "... " рублей "... " копеек; земельного участка с кадастровым номером N составляет "... " рублей "... " копеек.
Устанавливая размер кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объектов недвижимости на основании названного отчета, суд первой инстанции исходил из того, что он соответствует предъявляемым к нему действующим законодательством об оценочной деятельности требованиям, содержит подробное описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки (сравнительный подход) и проведенные расчеты, обоснование отказа от использования затратного и доходного подходов, необходимую и достаточную для проведения исследования информацию об объекте оценки и подобранных объектах-аналогах, иные сведения, имеющие существенное значение. Выводы оценщика основаны на положениях, дающих возможность проверить их обоснованность и достоверность на базе научных и практических данных, изложенные в нем суждения достаточным образом мотивированы, полученные результаты не допускают их неоднозначное толкование.
Судом первой инстанции правильно учтено, что оценщик имеет специальное высшее образование, стаж оценочной работы, является членом СРО РАО, имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению: "оценка недвижимости", его ответственность застрахована в установленном порядке.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда правильными, соответствующими нормам действующего законодательства. Приведенная в решении суда оценка отчета как доказательства по делу соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая, что административными ответчиками не высказано каких-либо возражений относительно содержания отчета, ходатайств о проведении судебной оценочной экспертизы сторонами не заявлялось, доказательств иной рыночной стоимости объекта недвижимости, нежели установлено отчетом, не представлено, суд обоснованно удовлетворил заявленные административным истцом требования без проведения оценочной экспертизы.
Утверждение административного истца о наличии у суда обязанности по проведению судебной экспертизы при отсутствии соответствующих волеизъявлений сторон, в том числе в связи с наличием разницы в размерах кадастровой и рыночной стоимости, не основано на положениях действующего законодательства и подлежит отклонению. Практика рассмотрения дел названной категории в других регионах не может служить основанием для признания выводов суда несоответствующими действующему законодательству.
При таком положении, решение Тамбовского областного суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тамбовского областного суда от 15 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.