Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Васильевой Т.Г, при помощнике Островской М.А, с участием прокурора Бойко В.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-4199/2019 по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 23 сентября 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление акционерного общества "Останкинский завод напитков" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пункта 3539 приложения 1 к постановлению в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N786-ПП, в части пунктов 7523, 7550, 7551, 7552, 7553, 7554, 7555, 7556, 7557, 7558, 7559 приложения 1 к постановлению в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N789-ПП.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, объяснения представителей административного истца Абрамовой Е.А, Скворцовой С.С, представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Голубевой Е.К, заключение прокурора Бойко В.М, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (Приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды", приложение 1 изложено в новой редакции. Названное постановление размещено 27 ноября 2015 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликовано 1 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N789-ПП Перечень объектов излагался в новой редакции, действовавшей с 1 января 2017 года.
Указанное постановление размещено 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, и опубликовано 30 декабря 2016 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2 - 4.
По состоянию на 1 января 2016 года в указанный Перечень (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N786-ПП) под пунктом 3539 включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: г. М, ул. Д... д. N, строение N.
По состоянию на 1 января 2017 года в Перечень (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N789-ПП) под пунктом 7523 включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: г. М, ул. Д, д. N, строение N; под пунктом 7550 - здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: г. М, ул. Д, д. N, строение N; под пунктом 7551 - здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: г. М, ул. Д, д. N, строение N; под пунктом 7552 - здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: г. М, ул. Д, д. N, строение N; под пунктом 7553 - здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: г. М, ул. Д, д. N, строение N; под пунктом 7554 - здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: г. М, ул. Д, д. N, строение N; под пунктом 7555 - здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: г. М, ул. Д, д. N, строение N; под пунктом 7556 - здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: г. М, ул. Д, д. N, строение N; под пунктом 7557 - здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: г. М, ул. Д, д. N, строение N; под пунктом 7558 - здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: г. М, ул. Д, д. N, строение N; под пунктом 7559 - здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: г. М, ул. Д, д. N, строение N.
Акционерное общество "Останкинский завод напитков" (далее - АО "Останкинский завод напитков"), являющееся собственником поименованных зданий, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 3539 приложения 1 к постановлению в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N786-ПП, пунктов 7523, 7550, 7551, 7552, 7553, 7554, 7555, 7556, 7557, 7558, 7559 приложения 1 к постановлению в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N789-ПП, указав в обоснование своих требований, что поименованные объекты недвижимости не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости. Оспариваемые правовые предписания противоречат приведенным законоположениям и нарушают права общества, поскольку включение данных нежилых зданий в Перечень приводит к незаконному увеличению размера налога на имущество организации.
Решением Московского городского суда 23 сентября 2019 года административные исковые требования АО "Останкинский завод напитков" удовлетворены. Пункт 3539 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП" признан недействующим с 1 января 2016 года. Пункты 7523, 7550, 7551, 7552, 7553, 7554, 7555, 7556, 7557, 7558, 7559 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП" признаны недействующими с 1 января 2017 года.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указав на то, что суд пришел к неверному выводу о несоответствии спорных зданий предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" признакам объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости. Судом неверно оценены решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 мая 2018 года и Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2018 года, которыми удовлетворены требования АО "Останкинский завод напитков" о признании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы незаконным в части установления видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "обслуживание автотранспорта", "деловое управление", поскольку вид разрешенного использования подлежит определению в соответствии со сведениями, внесенными в Единый государственный реестр недвижимости. Административным истцом не представлено доказательств внесения на дату начала налогового периода изменений в Единый государственный реестр недвижимости относительно вида разрешенного использования земельного участка, тогда как при формировании Перечней на 2016, 2017 годы Департаментом использовались сведения, предоставленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве и Департаментом городского имущества города Москвы. Вывод суда о необходимости выяснения фактического использования объектов недвижимого имущества при условии включения зданий в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, основан на неверном толковании норм права.
От административного истца АО "Останкинский завод напитков" и прокуратуры города Москвы поступили письменные возражения на апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы, в которых указано на то, что решение суда является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты в установленных порядке и форме уполномоченным органом и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом включение в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, здания с кадастровым номером N на 2016 год, зданий с кадастровыми номерами N, на 2017 год не соответствует действующему федеральному законодательству.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации). На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2014 года.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия Перечня на указанные периоды) налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия Перечня на 2016 год) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Этими же пунктами, изложенными в редакции, действовавшей на 2017 год, предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях, делового, административного или коммерческого назначения.
Торговым центром (комплексом) в силу подпунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, с 1 января 2017 года - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории города Москвы с 1 января 2016 года в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", действовавшими в редакции Закона города Москвы от 7 мая 2014 года N 25, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60 в приведенной выше норме в пункте 1 статьи 1.1 слова "общей площадью свыше 3 000 кв. метров" исключены, в пункте 2 статьи 1.1 цифры "2 000" заменены цифрами "1 000". Названные изменения вступили в силу с 1 января 2017 года.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка к городу Москве установлен постановлением правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка, а с 15 июня 2016 года согласно названному пункту в редакции постановления Правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП - в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В свою очередь постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. В соответствии с пунктами 1.2, 3.5 названного Порядка вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с отражением результатов обследования в акте о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения, с приложением соответствующих фотоматериалов.
Из материалов дела следует, что АО "Останкинский завод напитков" является собственником зданий с кадастровыми номерами 77 N. Поименованные здания были включены в Перечень на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 1.1 названного закона города Москвы, как здания, расположенные на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии условий для включения поименованных объектов недвижимости в Перечень на 2016, 2017 годы по приведенному выше основанию.
Так, судом установлено, что спорные здания действительно расположены на земельном участке с кадастровым номером N, имеющем согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на 1 января 2016 года, 1 января 2017 года вид разрешенного использования "пищевая промышленность (6.4) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)), склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)), обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3)), деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7))".
Вместе с тем, приведенный в Едином государственном реестре недвижимости вид разрешенного использования земельного участка был установлен распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 30 марта 2015 года N 4064 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N", которое решением Арбитражного суда г. Москвы от 15 мая 2018 года и постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2018 года было признано недействительным в части установления видов разрешенного использования "обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3))", "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7))". На Департамент городского имущества города Москвы возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем направления в порядке информационного взаимодействия в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве уведомления о недостоверности ранее сообщенных письмом от 2 апреля 2015 года изменений в том числе по виду разрешенного использования земельного участка (в части расширения видов разрешенного использования): "обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3))", "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7))".
Соответствующие изменения вида разрешенного использования земельного участка были внесены в Единый государственный реестр недвижимости в 2017 году.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о правильности вывода суда о том, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021005:37 на начало налоговых периодов 2016, 2017 годов не предполагал размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; недостоверность использованных административным ответчиком при включении объектов недвижимости в Перечень сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, была установлена в судебном порядке.
Также является верным вывод суда об отсутствии оснований для включения спорных объектов недвижимости в Перечень на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 11 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", поскольку обстоятельства фактического использования зданий для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания в предусмотренном законом порядке не установлены.
Таким образом, здания с кадастровыми номерами N в рассматриваемые периоды не могли быть отнесены к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, отсутствии должной оценки сведений, включенных в Единый государственный реестр недвижимости, сводятся к несогласию с приведенными в решении выводами суда и направлены на переоценку установленных судом по административному делу обстоятельств.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции об удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 23 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.