Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., с участием помощника судьи Боцан Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-106/2019 по кассационной жалобе представителя административного истца - Верховской Ирины Витальевны на апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 19 июня 2019 г., которым отменено решение Уссурийского гарнизонного военного суда от 28 марта 2019 г. по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N "звание" Бугаёва Виталия Николаевича об оспаривании решения начальника 5 отделения (г. Уссурийск) федерального государственного казённого учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 5 отделение ФГКУ "Востокрегионжилье"), связанных с отказом в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Уссурийского гарнизонного военного суда от 28 марта 2019 г. частично удовлетворён административный иск Бугаёва В.Н. об оспаривании решения начальника 5 отделения ФГКУ "Востокрегионжилье", связанного с отказом в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Суд признал это решение должностного лица незаконным и обязал поставить Бугаёва В.Н. на указанный учет с 11 сентября 2018 г. Также судом частично удовлетворены требования административного истца о возмещении понесенных судебных расходов.
Апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 19 июня 2019 г. решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе, поданной 19 декабря 2019 г, представитель административного истца Верховская И.В, выражая несогласие с определением суда апелляционной инстанции, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, просит Кассационный военный суд судебный акт отменить и оставить в силе решение Уссурийского гарнизонного военного суда от 28 марта 2019 г.
В обоснование этого она, ссылаясь на нормы жилищного законодательства, регулирующие спорные правоотношения, правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации и на обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что Бугаёв В.Н. не обеспечивался жилыми помещениями от государства, в том числе в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", на праве собственности какой-либо недвижимостью не обладает, а после добровольного выезда из служебной квартиры он утратил все права и обязанности как наниматель жилого помещения.
Кроме того, автор жалобы обращает внимание, что Бугаёв не давал согласия на переоформление договора социального найма на свою бывшую жену. Поскольку предоставленная ему квартира относилась к специализированному жилищному фонду МО Российской Федерации, то это переоформление не является основанием для отказа в признании его нуждающимся в получении жилья по договору социального найма и постановке на соответствующий учет.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованного судебного акта.
В соответствии с частями 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства (далее-КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Частью 2 статьи 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено и, вопреки доводам автора кассационной жалобы, оснований не согласиться с выводами, изложенными в обжалованном определении флотского военного суда, не имеется. Административное дело в апелляционном порядке рассмотрено и разрешено в соответствии с подлежащими применению законами и нормативно-правовыми актами.
Удовлетворяя требования административного истца, гарнизонный военный суд сослался на отсутствие доказательств совершения Бугаёвым В.Н. каких-либо действий или допущенного им бездействия, в результате которых указанная квартира выбыла из собственности государства, и на обстоятельства его выезда из этой квартиры - в связи с убытием к новому месту военной службы и прекращением брачно-семейных отношений.
По выводам гарнизонного суда указанные обстоятельства свидетельствовали о расторжении им договора найма служебного жилого помещения и не могли являться основанием для отказа в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Данные выводы суда первой инстанции флотский военный суд правильно посчитал неверными, поскольку они основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и на ошибочном толковании норм материального права.
Материалами дела подтверждается, что Бугаёву В.Н, заключившему первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, на основании договора найма служебного жилого помещения от 15 апреля 2010 г. N 10 ФГУ "Покровская КЭЧ района" МО Российской Федерации на состав семьи - 3 человека (он, супруга и сын) предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 45, 8 кв.м. по адресу: "адрес"
16 февраля 2012 г. Бугаёв В.Н. расторг брак и выехал из указанной квартиры. В последующем данное жилье передано МО Российской Федерации в собственность сельской администрации, которая в апреле 2017 г. передала квартиру бывшей супруге административного истца и его сыну в бессрочное владение и пользование.
В августе 2018 г. административный истец снялся с регистрационного учета по адресу вышеуказанного жилья и зарегистрировался по месту пребывания по адресу воинской части в г. "данные изъяты" Приморского края.
Решением начальника 5 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" от 28 августа 2017 г. N 298 Бугаёву В.Н. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, отказано.
В ответ на повторное обращение Бугаёва В.Н. 11 сентября 2018 г. с этим же заявлением начальник 5 отделения ФГКУ "Востокрегионжильё" в письме от 10 октября 2018 г. за исх. N * сослался на правомерность ранее принятого решения об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и вновь указал на отсутствие оснований для принятия на жилищный учет.
В силу пунктов 1, 6, 14 статьи 15 и пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
В целях организации в Вооружённых Силах Российской Федерации деятельности по реализации права военнослужащих на жилище путём предоставления им жилых помещений по договору социального найма приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция).
Пунктами 17, 18 Инструкции установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чём военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается соответствующая справка.
С военнослужащими не может быть заключён договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 Инструкции.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав обстоятельства дела и исходя из системного толкования вышеприведенных правовых норм, пришел к правильному выводу, что Бугаёв В.Н, оставив квартиру бывшей супруге и сыну, распорядился жильём по своему усмотрению и поскольку утратил возможность сдать его государству в установленном порядке, то не вправе претендовать во второй раз за счет государственных средств на получение жилья по договору социального найма.
Вывод флотского военного суда основан на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права, соответствует разъяснениям, данным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
При этом учтен и принцип недопустимости необоснованного сверхнормативного обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем за счет средств федерального бюджета, который вытекает из правовой позиции, неоднократно высказанной в судебных определениях Конституционного Суда Российской Федерации, в частности от 20 апреля 2017 г. N 890-О, от 27 июня 2017 г. N 1267-О, от 28 сентября 2017 г. N 1949 -О и N 1952-О, от 15 октября 2018 г. N 2515-О и др.
При таких обстоятельствах выводы, изложенные в обжалованном определении суда апелляционной инстанции, основаны на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Иные доводы автора кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, что, в силу части 3 статьи 329 КАС Российской Федерации, не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 19 июня 2019 г. по административному исковому заявлению Бугаёва Виталия Николаевича оставить без изменения, а кассационную жалобу его представителя Верховской Ирины Витальевны - без удовлетворения.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.