Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-21/2019 по кассационной жалобе административного истца Кугубаевой Л.Ш. на решение Магнитогорского гарнизонного военного суда от 11 марта 2019 г. и апелляционное определение Уральского окружного военного суда от 4 июня 2019 г. об оспаривании "звание" Кугубаевой Ларисой Шамидановной решения жилищной комиссии войсковой части 1 о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания, а также действий командира указанной воинской части, связанных с утверждением этого решения названного жилищного органа.
Заслушав доклад судьи Кассационного военного суда Лядова В.Л, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Магнитогорского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением Уральского окружного военного суда, отказано в удовлетворении требований Кугубаевой об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части 1 о снятии её с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении для постоянного проживания, а также действий командира указанной воинской части, связанных с утверждением решения названного жилищного органа.
По мнению Кугубаевой, то обстоятельство, что она обеспечивалась жилым помещением как член семьи супруга - военнослужащего, приняла участие в приватизации и последующем отчуждении жилья, не является препятствием для повторного обеспечения её жильем с учетом истечения пятилетнего срока со времени его отчуждения и неправильным исчислением общей площади предоставленной квартиры, приходящейся на каждого члена семьи. Также она считает, что имеет право на обеспечение жилым помещением от органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и по той причине, что ранее от этого органа жильем на основании Федерального закона 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" по установленным нормам предоставления не обеспечивалась.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда.
Согласно ч. 2-3 ст. 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Из материалов дела усматривается, что Кугубаева первый контракт заключила в 1994 г.
В 1987 г. супругу Кугубаевой Л.Ш. - ФИО1, военнослужащему войсковой части 2, на состав семьи из трех человек (он, супруга Кугубаева Л.Ш и сын ФИО2) в г. Рубцовске Алтайского края, из жилого фонда Строительного треста, являвшегося государственным предприятием, была предоставлена квартира "адрес", общей площадью 31, 57 кв.м, с учетом площади балкона - 0, 85 кв.м. 9 июня 1993 г. в порядке приватизации безвозмездно полученная супругами квартира была ей приобретена в собственность по 1 / 2 доли жилого помещения на каждого, и 30 июня 1993 г. ими продана третьему лицу.
При переводе к новому месту службы квартиру, расположенную по вышеуказанному адресу ФИО1. в войсковую часть 2 не сдал.
В феврале 2011 г. брак между супругами Кугубаевыми был расторгнут.
18 июня 2013 г. решением жилищной комиссии войсковой части 1 N 8-13 Кугубаева признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Однако, 25 октября того же года решением жилищной комиссии войсковой части 1, утвержденным командиром указанной воинской части, Кугубаева снята с учета нуждающихся, как обеспечивавшаяся жилым помещением от государства, которым распорядилась по своему усмотрению и не может его сдать установленным порядком.
Решением собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области от 29 августа 2008 г. N 6 установлена учетная норма жилой площади в размере 12 кв.м.
С учётом данных обстоятельств судами правильно обращено внимание на то, что жилое помещение Кугубаевой Л.Ш. предоставлено в составе семьи военнослужащего ФИО1. из государственного жилищного фонда, поскольку в соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г. к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд), размерами долей от приватизации которого более учетной нормы они распорядились по своему усмотрению и утратили возможность сдать его установленным порядком.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Содержащееся в указанной норме закона требование о представлении документов об освобождении (сдаче) жилого помещения основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим жилищных гарантий, установленных названным выше Федеральным законом.
В связи с изложенным содержащийся в подп. "д" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6.09.1998 N 1054, запрет на признание нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в случае распоряжения ими полученным ранее от государства жильем непосредственно вытекает из приведенных положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", на который обоснованно сослались суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении требований Кугубаевой.
При таких данных основания для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Магнитогорского гарнизонного военного суда от 11 марта 2019 г. и апелляционное определение Уральского окружного военного суда от 4 июня 2019 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу административного истца Кугубаевой Ларисы Шамидовны - без удовлетворения.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи
Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.