Кассационный военный суд в составе: председательствующего -Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при помощнике судьи Личманюке С.С., рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца на решение Фокинского гарнизонного военного суда от 4 июля 2019 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 25 сентября 2019 г. по административному делу N 2а-72/2019 об оспаривании "звание" Макаровой Викторией Александровной решений и действий жилищной комиссии и начальника Пограничного управления "данные изъяты" (далее - Управление), связанных со снятием с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Кассационного военного суда Лядова В.Л, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения Макаровой В.А. и ее представителя Вазюкова С.Н. в обоснование доводов жалобы, представителя жилищной комиссии и начальника Пограничного управления "данные изъяты" Кепко И.И, просившего отказать в удовлетворении кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Фокинского гарнизонного военного суда от 4 июля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 25 сентября 2019 г, отказано в удовлетворении требований Макаровой о признании незаконными решений и действий жилищной комиссии и начальника Пограничного управления "данные изъяты", связанных со снятием её с учета нуждающихся в жилых помещениях в форме предоставления жилищной субсидии.
25 декабря 2019 г. она подала кассационную жалобу, в которой просит отменить постановленные по административному делу судебные акты ввиду несоответствия выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение в тот же гарнизонный военный суд, в ином составе судей.
В обоснование доводов жалобы истица, давая свою оценку нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и приводя свои расчеты приходящейся на каждого члена семьи общей площади жилого помещения, приходит к выводу, что не реализовала свое право на жилище как военнослужащая, так как муниципальным органом была обеспечена жилым помещением площадью 45, 9 кв.м в составе семьи из 4-х человек, ввиду чего на каждого члена семьи приходилось менее установленной в данном муниципальном образовании учетной нормы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2-3 ст. 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, оснований не согласиться с выводами, изложенными в обжалованных судебных актах, не имеется. Дело рассмотрено и разрешено в соответствии с подлежащими применению законами и нормативно-правовыми актами, с соблюдением принципов осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон, с приведением в судебных постановлениях необходимого юридического обоснования.
Из материалов дела усматривается, что Макарова первый контракт о прохождении военной службы заключила в июне 1997 г.
14 марта 2007 г. Макаровой на семью из трех человек (она сама, дочь и сын) территориальным управлением микрорайона города " "данные изъяты"" Находкинского городского округа было предоставлено во владение и пользование жилое помещение из 4-х комнат в коммунальной квартире, общей площадью 60, 9 кв.м, в том числе жилой 45, 9 кв.м, по адресу: "адрес"
В ноябре 2009 г. Макаровой и её сыном оформлено согласие на приватизацию указанной квартиры с отказом от участия в ней в пользу дочери.
Решением жилищной комиссии Управления от 27 января 2010 года (протокол N) Макарова с сыном была принята на учет нуждающихся в получении жилого помещения
В декабре 2013 г. Макарова с сыном сняты с регистрационного учета по указанному адресу.
Решением жилищной комиссии Управления от 27 января 2010 г. (протокол N) Макарова с сыном приняты на учет нуждающихся в получении жилого помещения и с 30 декабря 2015 года (протокол N) состояли на таком учете с избранной Макаровой формой обеспечения жильём в виде предоставления жилищной субсидии.
5 февраля 2019 г. жилищная комиссия Управления, руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" приняла решение о снятии Макаровой с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку она распорядилась ранее полученным от государства жильем.
С учетом установленных по делу обстоятельств судами верно указано, что решение жилищной комиссии не противоречит положениям пп. 27-30 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. N 590 (далее - Правила), согласно которым жилищная комиссия по собственной инициативе в порядке перерегистрации обязана проверить сведения, послужившие основанием для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а при выявлении обстоятельств указанных в п. 29 Правил и п. 1 ст. 56 ЖК РФ, принять решение о снятии военнослужащего с учета нуждающихся в жилых помещениях.
При этом судами первой и апелляционной инстанций обоснованно учтено, что в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Данное условие об однократном обеспечении военнослужащих жильем согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 2141-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ивановского Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", о том, что положения п. 1 и 14 ст. 15 Федерального закона, принятые в рамках дискреции законодателя, направлены на обеспечение реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на жилище. При этом требования об однократном обеспечении военнослужащих жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения, предусмотренные п. 14 ст. 15 Федерального закона, основаны на вытекающем из Конституции РФ принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим и членам их семей жилищных гарантий, установленных Федеральным законом. Эти требования не ограничивают каким-либо образом права граждан, включая права членов семьи военнослужащего (правовой статус которых производен от правового статуса самого военнослужащего), на обеспечение жильем в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства и сопоставив их с предписаниями правовых норм, приведенных в судебных постановлениях, суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Макаровой исковых требований, поскольку она ранее полученное от государства жилое помещение установленным порядком не сдала.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые гарнизонным и флотским военными судами судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке. Эти доводы по своей сути получили надлежащую оценку при рассмотрении апелляционной жалобы административного истца и правомерно отвергнуты с приведением убедительных мотивов.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Фокинского гарнизонного военного суда от 4 июля 2019 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 25 сентября 2019 г. по административному исковому заявлению Макаровой Виктории Александровны оставить без изменения, а ее кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий по делу П.И. Бабошкин
Судьи
Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.