Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фединой Е.В, судей Жогина О.В, Харитонова А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к ФИО11, ФИО2 о признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок, признании отсутствующим права собственности на земельный участок, истребовании земельного участка, по кассационной жалобе ФИО2 на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 29 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 20 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Фединой Е.В, пояснения представителя ФИО2 - ФИО7, поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Министерства обороны РФ - ФИО8,, представителя ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России - ФИО9, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Минобороны России обратилось в суд с иском к ФИО1, ФИО2, в котором с учётом уточнений просило признать отсутствующим право собственности на земельный участок площадью 0, 1000 га, расположенный в городе Севастополе, по "адрес"А, признать недействительным государственный акт о праве частной собственности на него, истребовать земельный участок из незаконного владения ФИО2 в федеральную собственность.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 29 марта 2019 года, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Севастопольского городского суда от 20 июня 2019 года, иск Минобороны России удовлетворен частично. Признан недействительным государственный акт на право частной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес"А, площадью 0, 1000 га, кадастровый N (ранее присвоенный кадастровый N), выданный на имя ФИО1 Кроме того, данный земельный участок истребован из незаконного владения ФИО2 в федеральную собственность. В иных требованиях отказано. Разрешён вопрос о судебных расходах.
ФИО2 подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных актов, в виду неправильного применения судами норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 29 декабря 2009 года N 1103-р "О передаче в собственность гражданам-членам обслуживающего кооператива "Дачно-строительный кооператив "Беркут-08" земельных участков для индивидуального дачного строительства, расположенных по адресу: "адрес"" ФИО1 предоставлен земельный участок, площадью 0, 01 га, расположенный по адресу: "адрес"А, в подтверждение чего, ДД.ММ.ГГГГ ей выдан государственный акт на право собственности на земельный участок серии ЯИ N.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 произвела отчуждение спорного земельного участка ФИО2, за которой ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности на приобретённое имущество.
Земельный участок поставлен на кадастровый учёт в соответствии с законодательством Российской Федерации, ему присвоен кадастровый N (ранее присвоенный кадастровый N), категория земли не установлена, вид разрешённого использования: для индивидуального дачного строительства.
Также установлено, что распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года N 195-РП в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе, военный городок N 467 (N "220" в прилагаемом перечне).
ДД.ММ.ГГГГ между Правительством Севастополя и Минобороны России, в лице ФГКУ "Крымское ТУПО" Минобороны России, подписан акт приёма-передачи имущества, в состав которого вошёл военный городок N 467, площадь земельного участка 194, 2815 га.
Пунктом 3 Распоряжения Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года N 195-РП ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России предложено обеспечить осуществление подготовки документации, необходимой для постановки передаваемого имущества на кадастровый учет и регистрации прав на него, иных фактических и юридических действий.
До передачи в федеральную собственность военный городок N 467 использовался Российской Федерацией на основании Соглашения от 28 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины.
В соответствии со статей 2 Соглашения, Украинская Сторона передаёт Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях N 2 и N 3 и картах N 1 и N 2 к Соглашению от 28 мая 1997 года между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота.
Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины.
В соответствии со статьей 2 Соглашения от 28 мая 1997 года между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, основная база Черноморского флота Российской Федерации находится в городе Севастополе. В основной базе Черноморского флота Российской Федерации размещаются его штаб и другие органы управления, а также воинские формирования, предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации. Перечень и параметры объектов, используемых Черноморским флотом Российской Федерации в городе Севастополе, содержатся в Приложении N 2.
Согласно Приложению N 2 к Соглашению в пользовании Черноморского флота Российской Федерации находился военный городок N 467 общей площадью 191, 3 га.
Постановлением Правительства Севастополя от 14 ноября 2014 года N 483 утверждён Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
Пунктом 2 указанного Порядка определено, что безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации подлежит передаче имущество, в том числе к фактическому использованию которого Черноморский флот Российской Федерации приступил до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации на основании Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота на территории Украины до 28 мая 1997 года; используемое Министерством обороны Российской Федерации, а также организациями и учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 14 Порядка право собственности Российской Федерации, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Порядком, возникает с даты подписания передаточного акта.
В соответствии со статьей 326 Гражданского кодекса Украины в государственной собственности находится имущество, которое принадлежит государству Украина. От имени и в интересах государства Украина право собственности осуществляют соответственно органы государственной власти. Управление имуществом, которое находится в государственной собственности, осуществляется государственными органами, а в случаях, предусмотренных законом, может осуществляться иными субъектами.
Распоряжением Кабинета Министров Украины N 555-р от 21 декабря 2005 года "Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР" на Фонд государственного имущества Украины возложены функции по управлению государственным имуществом, указанным в приложениях 2 и 3 к Соглашению, и имуществом, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность и земель, указанных в абзаце втором настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Земельный участок, занимаемый военным городком N 467, в соответствии с международным договором - Соглашением между Российской Федерацией и Украиной от 28 мая 1997 года, являлся государственной собственностью Украины, находился в аренде у Российской Федерации, правом распоряжения данным имуществом обладали государственные органы власти Украины в соответствии с условиями международных соглашений с Российской Федерацией.
Территория военного городка N 467 не выбывала из пользования Черноморского флота Российской Федерации. Земельный участок, на котором расположен военный городок N 467 Черноморского флота, использовался под размещение аэродрома Херсонес.
Указаниями начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 17 апреля 2014 года N 312/4/3221 "О включении аэродромов, расположенных на территории Крымского федерального округа, в состав аэродромной сети Вооруженных Сил Российской Федерации и допуска их к эксплуатации" аэродром Херсонес (в/ч 467) включен в состав аэродромной сети Вооруженных Сил Российской Федерации, зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов государственной авиации Российской Федерации (свидетельство N 120 от 28 апреля 2014 года).
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы АНО "Эксперт-Сервис" N от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью 0, 1 га, расположенный по адресу: "адрес"А, на момент его предоставления в собственность ответчику полностью входил в состав земельного участка военного городка N 467, находящегося в пользовании Черноморского флота Российской Федерации в соответствии с соглашением между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28 мая 1997 года, обозначенный в приложении N 2 под N 21.2 как "аэродром рассредоточения Херсонес" площадью 191, 3 га.
Разрешая настоящий спор, установив юридически значимые для дела обстоятельства, и оценив доказательства по правилам статей 55, 59-61, 67, 79, 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 12, 125, 200, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, данные в пункте 39 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Постановлении ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд первой и апелляционной инстанций пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, с таким выводом соглашается.
Поскольку земельный участок, занимаемый военным городком, являлся государственной собственностью Украины и правом распоряжения им обладали органы государственной власти Украины, Севастополькая городская государственная администрация полномочиями распоряжения не обладала, передачу спорного земельного участка ФИО1 следует признать недействительной.
В связи с этим, спорный объект недвижимости подлежит изъятию из незаконного владения кассатора.
Кроме того, судами установлено, что кассатор не проявила должной осторожности и осмотрительности, при которых могла узнать об отсутствии у отчуждателя права распоряжаться спорным земельным участком, поэтому доводы жалобы о том, что ФИО2 является добросовестным приобретателем правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассатора об отсутствии документов на право собственности Министерства обороны России на земельный участок опровергаются материалами дела.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены судебных актов, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба не содержит доводов опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая правовая оценка на основании исследованных в установленном процессуальным законом порядке доказательств, несогласие с такой оценкой не может повлечь отмену либо изменение правильных по существу судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 29 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 20 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.