Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу главы Администрации муниципального образования "Улаганский район" Челчушева В.Б. на вступившие в законную силу постановление судьи Улаганского районного суда Республики Алтай от 10 июля 2019 года и решение судьи Верховного суда Республики Алтай от 22 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации муниципального образования "Улаганский район", установил:
постановлением судьи Улаганского районного суда Республики Алтай от 10 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Алтай от 22 августа 2019 года, Администрация муниципального образования "Улаганский район" (далее - Администрация Улаганского района, Администрация района) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в кассационный суд, глава Администрации муниципального образования Челчушев В.Б. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, в обоснование ссылается на Соглашение о передаче полномочий от муниципального образования "Улаганский район" сельской администрации муниципального образования "Улаганское сельское поселение", в связи с чем обязанность по ремонту дорог в с.Улаган не может быть возложена на Администрацию района, которой приняты все зависящие меры по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения, о чем свидетельствуют платежные поручения о перечислении денежных средств на ремонт и содержание дорог в границах Улаганского сельского поселения на основании письма-заявки главы администрации сельского поселения. Кроме того, после составления акта о выявленных недостатках в содержании дорог инспектором ГИБДД не было выдано предписание об устранении выявленных недостатков.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с п.п.1, 2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из положений ч.ч.1, 3, 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организации дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с ч.4 ст.15 названного Закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Между сельской администрацией муниципального образования "Улаганское сельское поселение" и Администрацией муниципального образования "Улаганский район" 1 января 2019 года заключено соглашение о передаче полномочий, в соответствии с которым последнее передало сельской администрации полномочие по решению вопроса местного значения - осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организации дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно соглашению объем денежных средств, передаваемых на реализацию полномочия, составляет 200 000 рублей, однако может корректироваться по согласованию сторон.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п.13. Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденным приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4.
В соответствии с таблицей А.2 приложения А занижением обочины считаются участки обочины, не отделенные от проезжей части бордюром, заниженные относительно прилегающей кромки проезжей части в местах их сопряжения (размером 4 см и более). Срок устранения недостатков должен составлять не более 7 суток (таблица 5.4).
Из обстоятельств дела следует, что 11 апреля 2019 года в 16.00 часов Администрацией муниципального образования "Улаганский район" в нарушение требований п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, п.13. Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, не приняты меры по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно, допущено занижение сверх норматива обочины по ул.Береговая в с.Улаган Улаганского района Республики Алтай.
Указанный факт выявлен старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Улаганскому району старшим лейтенантом полиции ФИО5 в ходе осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов, о чем 23 апреля 2019 годы составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
Изложенные обстоятельства подтверждаются определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 11 апреля 2019 года, протоколом об административном правонарушении от 23 апреля 2019 года, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 11 апреля 2019 года.
Таким образом, вывод судьи о наличии в действиях Администрации муниципального образования "Улаганский район" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Доводы жалобы, поданной в кассационный суд, аналогичны позиции администрации района при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление, были предметом проверки судей и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных актах. Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Судьи обоснованно исходили из того, что наличие соглашения о передаче полномочий по решению вопроса местного значения, касающегося дорожной деятельности, от администрации района администрации сельского поселения при отсутствии надлежащего финансирования не исключает вину администрации района в совершении вмененного нарушения. При этом судьи установили, что передача денежных средств, необходимых для устранения недостатков, выявленных в акте от 11 апреля 2019 года, произведена администрации сельского поселения в мае-июне 2019 года, что следует из соответствующих платежных поручений, недостатки в содержании дороги устранены в июне 2019 года.
Таким образом, Администрацией района не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению обязательных требований в области безопасности дорожного движения.
Довод жалобы о том, что после составления акта выявленных недостатков в содержании дорог от 11 апреля 2019 года инспектор ГИБДД не выдал соответствующее предписание, правомерно отклонен, поскольку данное обстоятельство на доказанность вины администрации района в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, не влияет, не является частью объективной стороны указанного правонарушения.
Наказание Администрации Улаганского района назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, с применением ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену постановления, решения, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Улаганского районного суда Республики Алтай от 10 июля 2019 года и решение судьи Верховного суда Республики Алтай от 22 августа 2019 года, вынесенные в отношении Администрации муниципального образования "Улаганский район" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главы Администрации муниципального образования "Улаганский район" Челчушева В.Б. - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.