Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Шефер И.А, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-448/2019, УИД: 24RS0046-01-2018-004932-48 по иску Артемьевой Марины Александровны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонное) о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Артемьевой Марины Александровны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 23 октября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения представителя Артемьевой Марины Александровны - Степанова О.Б, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Артемьева М.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонное) (далее по тексту также УПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонное)) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначении пенсии со дня обращения.
Требования мотивированы тем, что решением УПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонное) от 9 августа 2018 г. ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. При оценке пенсионных прав ответчиком не были приняты к зачету периоды работы в должности педагога-психолога в МДОУ "Детский сад комбинированного типа N220" и в ДОУ "Детский сад N231" по тем основаниям, что "детский сад комбинированного вида" не предусмотрен Списком учреждений, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, а занимаемая должность предусмотрена не во всех учреждениях списка.
Принятое ответчиком решение считает незаконным, так как осуществляла работу в детском саду, работала в должности и учреждении, предусмотренных Списком.
Просила признать решение от 9 августа 2018 г. N незаконным, включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периоды работы с 31 января 2009 г. по 11 сентября 2014 г. в должности педагога-психолога в МДОУ "Детский сад комбинированного типа N220", с 6 февраля 2017 г. по 26 июня 2018 г. в должности педагога-психолога ДОУ "Детский сад N231", обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со дня обращения с 26 июня 2018 г.
Решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 30 июля 2019 г. постановлено:
"Иск Артемьевой Марины Александровны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонное) о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, удовлетворить.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонное) включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Артемьевой Марины Александровны периоды работы:
- с 31 января 2009 г. по 11 сентября 2014 г. в должности педагога-психолога в МБОУ "Детский сад N 220" (за исключением периодов с 15 февраля 2010 г. по 17 февраля 2010 г. и с 26 апреля 2010 г. по 29 апреля 2010 г.);
- с 6 февраля 2017 г. по 26 июня 2018 г. в должности педагога-психолога в ДОУ "Детский сад N 231".
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонное) обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости Артемьевой Марины Александровны с 26 июня 2018 г.".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 23 октября 2019 г. постановлено:
"Решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 30 июля 2019 г, отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Артемьевой М.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности - отказать".
В кассационной жалобе Артемьева М.А. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 23 октября 2019 г, оставить без изменения решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 30 июля 2019 г.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при принятии обжалуемого судебного постановления судом апелляционной инстанцией не допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26 июня 2018 г. Артемьева М.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонное) от 9 августа 2018 г. N истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого для назначения пенсии специального стажа, поскольку стаж на соответствующих видах работ составил 18 лет 05 месяцев 16 дней при требуемом стаже в 25 лет (л.д.80-84).
При этом в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ответчиком не были включены: период работы Артемьевой М.А. с 31 января 2009 г. по 11 сентября 2014 г. в должности педагога-психолога в МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 220", а также с 6 февраля 2017 г. по 26 июня 2018 г. в должности педагога-психолога в ДОУ "Детский сад N 231" (л.д.83-оборотная сторона - 84).
Удовлетворяя требования Артемьевой М.А. о признании незаконным решения ГУ УПФР в Свердловском районе об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости суд пришел к выводу о том, что занимаемая истицей должность и учреждение, в котором осуществлялась педагогическая деятельности предусмотрены Списком, утвержденным Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в соответствии с которым право на пенсию за выслугу лет, имеют педагоги-психологи, работающие в детских садах всех наименований; центрах развития ребенка - детский сад; ясли-садах (сад-ясли); детских яслях.
С указанными выводами суда не согласилась судебная коллегия суда апелляционной инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 19 пункта 1 статьи 27).
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Пунктом 1 Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена должность педагога-психолога, занимаемая истцом, и пунктом 1.8 детские сады всех наименований.
Согласно пункту 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Согласно Списку должностей и учреждений, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в разделе "Наименование учреждений" предусмотрены специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии: детский сад; начальная школа (школа) - детский сад; школа; школа-интернат; училище (п. 1.5)
В данном случае, суд апелляционной инстанции верно указал, что ни одно из дошкольных образовательных учреждений, в которых осуществляла свою деятельность истица, не относятся к указанным учреждениям.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что указанным выше Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 предусмотрена работа с детьми, имеющими отклонения в развитии полный рабочий день при выполнении нормы рабочего времени на полную ставку в специальном коррекционном учреждении, где все воспитанники имеют ограничения по состоянию здоровья или страдают отклонениями в развитии. Указанные учреждения, предусмотрены в п.1.5 Списка и соответствуют Типовому положению о специальном коррекционном образовательном учреждении. МАДОУ "Детский сад N 220 комбинированного типа" и МБДОУ "Детский сад N 231 комбинированного типа" таковыми не являются.
Кроме того, согласно частям 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показания, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии.
В соответствии с пунктом 43 Правил, периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (пункты 1, 2 статьи 11). Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти (статья 8.1.)
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета, сведения о работе истицы в спорные периоды указаны работодателями общим трудовым стажем без кода особых условий труда, следовательно, правильным является вывод апелляционной инстанции, что стаж работы истицы в указанные периоды не соответствовал условиям, определенным в Списках. Ни один из работодателей истицы не подтвердил специальный стаж, не скорректировал сведения, предоставленные о периодах работы истицы в Пенсионный фонд Российской Федерации, не уплатил взносы, по ставке, предусмотренной для работы в специальных условиях. МАДОУ "Детский сад N 220 комбинированного типа" и МБДОУ "Детский сад N 231 комбинированного типа" являются действующими юридическими лицами, имеют статус страхователей, в связи с чем, ответчик лишен возможности в силу закона, самостоятельно скорректировать сведения об особых условиях труда истицы в спорный период.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд апелляционной инстанции правомерно признал незаконным решение суда и отменил его с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, сводящиеся к утверждениям о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Артемьевой М.А, повторяют правовую позицию истца, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергают, основаны на неправильном толковании норм права, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 23 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Артемьевой Марины Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.