Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шефер И.А, судей Богдевич Н.В. и Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N (2-153/19) путем использования систем видеоконференц-связи по иску С.Н.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" (межрайонное) о признании права на пенсию, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить пенсию, взыскании судебных расходов
по кассационной жалобе С.Н.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 28 июня 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, объяснения представителя С.Н.В. К, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С.Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) (далее - ГУ - УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) о признании права на пенсию, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить пенсию, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указала на то, что 5 февраля 2015г. она обратилась в ГУ - УПФР в Парабельском районе Томской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Парабельском районе Томской области от 18 февраля 2015 г..N ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа. По мнению пенсионного органа, страховой стаж С.Н.В. составляет 24 года 9 месяцев 14 дней, специальный стаж лечебной деятельности - 7 лет 9 месяцев. Считает отказ в назначении досрочной страховой пенсии незаконным. Указала, что ей по окончании Томского медицинского училища решением государственной квалификационной комиссии от 1 марта 1990 г..присвоена квалификация "фельдшер". Согласно трудовой книжке она была принята 9 июля 1991 г..в "адрес" в терапевтическое отделение медицинской сестрой, 20 сентября 1999 г..переведена в поликлинику в прививочный кабинет фельдшером, 2 марта 2009 г..уволена. Вновь принята в отделение скорой помощи фельдшером 16 апреля 2009 г..Уволена 3 июля 2009 г..В период со 2 августа 2009 г..по 31 декабря 2016 г..работала в отделении скорой неотложной помощи фельдшером по приему и передаче вызовов, а с 1 января 2017 г..переведена в отделение скорой неотложной помощи фельдшером. Период ее пребывания в отпуске по беременности и родам с 1 июля 1994 г..по 29 ноября 1994 г..в течение работы в должности медсестры терапевтического отделения включен в специальный стаж работы в календарном порядке.
Не согласна с данным решением пенсионного органа, поскольку период нахождения в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и подлежит включению в специальный стаж работы, следовательно, должен исчисляться в том же порядке, что и время работы и, соответственно, засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении: 1 год работы за 1 год 3 месяца, поскольку она работала только в сельской местности.
20 сентября 1999 г..она была переведена в поликлинику в прививочный кабинет фельдшером, где работала до 2 марта 2009 г..В данный период работы в течение полного рабочего дня выполняла свои должностные обязанности, а именно: работала в прививочном кабинете поликлиники, осуществляла профилактические прививки, проводила иммунизацию с обеспечением всех правил антисептики, вела наблюдение за привитыми в течение 30 минут после сделанной прививки с последующей отметкой в амбулаторной карте.
Таким образом, фактически осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в муниципальном учреждении, относящуюся к среднему медицинскому персоналу в муниципальном учреждении здравоохранения, расположенном в сельской местности, занималась лечебной деятельностью по охране здоровья населения и выполняла функциональные обязанности фельдшера, в связи с чем подлежит включению в специальный стаж работы период работы в должности фельдшера прививочного кабинета поликлиники муниципального учреждения " "данные изъяты"" с 20 сентября 1999 г..по 31 октября 1999 г..в календарном исчислении 1 месяц 11 дней, в льготном исчислении 1 месяц 21 день, с 1 ноября 1999 г..по 25 апреля 2000 г, с 10 мая 2000 г..по 24 августа 2000 г, с 26 августа 2000 г..по 13 июня 2001 г, с 15 июня 2001 г..по 18 сентября 2001 г, с 3 октября 2001 г..по 6 декабря 2001 г, с 8 декабря 2001 г..по 29 мая 2003 г, с 31 мая 2003 г..по 22 сентября 2003 г, с 13 ноября 2003 г..по 3 декабря 2003 г, с 5 декабря 2003 г..по 19 марта 2006 г, с 22 марта 2006 г..по 16 октября 2006 г, с 19 октября 2006 г..по 5 февраля 2007 г, с 8 февраля 2007 г..по 14 марта 2007 г, с 17 марта 2007 г..по 12 апреля 2007 г, с 14 апреля 2007 г..по 8 июля 2007 г, с 10 июля 2007 г..по 12 сентября 2007 г, с 15 сентября 2007 г..по 3 февраля 2008 г, с 1 апреля 2008 г..по 25 августа 2009 г, с 19 июня 2008 г..по 2 марта 2009 г..в календарном исчислении 8 лет 10 месяцев 29 дней. В период с 16 апреля 2009г. по 3 июля 2009 г..работала фельдшером в отделении скорой помощи "адрес"ной "адрес" Со 2 августа 2009 г..по 31 декабря 2016 г..работала в должности фельдшера по приему и передаче вызовов отделения скорой помощи "адрес", с 1 января 2017 г..переведена на должность фельдшера отделения скорой помощи, где и работает по настоящее время.
Осуществляла работу в течение полного рабочего дня, кроме работы фельдшера по вызовам, непосредственно оказывала медицинскую помощь населению. В отсутствие фельдшера, который выезжал по вызовам населения, оказывала амбулаторную медицинскую помощь гражданам, обратившимся в отделение скорой помощи. При отсутствии на станции выездных бригад по должностной инструкции она обязана оказывать медицинскую помощь больным - вводить лекарственные препараты по медицинским показаниям, останавливать кровотечения, накладывать повязки, транспортные шины, проводить реанимационные мероприятия в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи; также при оказании медицинской помощи использовать медицинскую аппаратуру, проводить базовую сердечную реанимацию, снимать ЭКГ. Таким образом, она фактически осуществляла лечебную деятельность.
Полагала необходимым включить в специальный стаж периоды работы в должности фельдшера по приему и передаче вызовов отделения скорой неотложной помощи муниципального учреждения Парабельская центральная районная больница с 16 апреля 2009 г..по 31 мая 2009 г, с 4 июня 2009 г..по 3 июля 2009 г, со 2 августа 2009 г..по 25 сентября 2009 г, с 27 августа 2009 г..по 31 августа 2009 г, с 8 сентября 2009 г..по 13 октября 2009 г, с 12 ноября 2003 г..по 19 февраля 2011 г, с 13 марта 2011 г..по 29 ноября 2011 г..в календарном исчислении 2 года 4 месяца 19 дней, в должности фельдшера по приему и передаче вызовов отделения скорой неотложной помощи муниципального бюджетного учреждения "адрес" с 1 декабря 2011 г..по 27 июня 2012 г, с 29 июня 2012 г..по 29 декабря 2012 г, с 31 декабря 2012 г..по 5 декабря 2013 г, с 7 декабря 2013 г..по 13 декабря 2013 г..в календарном исчислении 2 года 1 месяц 10 дней, в должности фельдшера по приему и передаче вызовов отделения скорой неотложной помощи Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "адрес" с 14 декабря 2013 г..по 5 февраля 2015 г..в календарном исчислении 1 год 1 месяц 22 дня.
Кроме того, поскольку она после обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии продолжала работать в должности фельдшера по приему и передаче вызовов отделения скорой неотложной помощи ОГБУЗ "адрес" до перевода с 1 января 2017 г..на должность фельдшера скорой помощи, то считала, что период с 6 февраля 2015 г..по 18 апреля 2015 г, с 17 мая 2015 г..по 31 декабря 2016 г..в календарном исчислении 1 год 8 месяцев 28 дней также должен быть включен в специальный стаж. С 1 января 2017 г..она продолжает работу в ОГБУЗ "адрес" больница в должности фельдшера отделения скорой неотложной помощи по настоящее время, в связи с чем считала, что периоды работы с 1 января 2017 г..по 17 марта 2017 г, с 19 марта 2017 г..по 29 октября 2017 г, с 1 ноября 2017 г..по 25 октября 2018 г..подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении 1 год 9 месяцев 23 дня. Также пенсионный орган не включил ей в специальный стаж периоды командирования на курсы повышения квалификации с 23 сентября 2003 г..по 12 ноября 2003 г, с 4 февраля 2008 г..по 31 марта 2008 г, с 20 февраля 2011 г..по 12 марта 2011 г..Согласно справке "данные изъяты"" направляло С.Н.В. на курсы повышения квалификации приказами с сохранением заработной платы. Она в период с 23 сентября 2003 г..по 12 ноября 2003 г..проходила обучение в Томском базовом медицинском колледже по специализации "скорая и неотложная помощь", в период с 4 февраля 2008 г..по 31 марта 2008 г..проходила обучение в Томском базовом медицинском колледже по специализации "охрана здоровья населения", в период с 14 февраля 2011 г..по 25 марта 2011 г..проходила обучение в Томском базовом медицинском колледже по специализации "скорая и неотложная помощь", в период с 6 апреля 2015 г..по 15 марта 2015 г..проходила обучение в Томском базовом медицинском колледже по специализации "скорая и неотложная помощь".
Она периодически повышала свою квалификацию, направлялась на курсы повышения квалификации приказами работодателя, на период обучения за ней сохранялась заработная плата. Следовательно, периоды командировок на курсы повышения квалификации должны быть включены в льготный стаж работы.
Просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать ответчика включить в специальный стаж по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы в должности медицинской сестры терапевтического отделения "адрес" с 1 июля 1994 г..по 29 ноября 1994 г..в льготном исчислении 6 месяцев 7 дней, в должности фельдшера прививочного кабинета поликлиники муниципального учреждения "данные изъяты" с 20 сентября 1999 г..по 31 октября 1999 г..в календарном исчислении 1 месяц 11 дней, в льготном исчислении 1 месяц 21 день, с 1 ноября 1999 г..по 25 апреля 2000 г, с 10 мая 2000 г..по 24 августа 2000 г, с 26 августа 2000 г..по 13 июня 2001 г, с 15 июня 2001 г..по 18 сентября 2001 г, с 3 октября 2001 г..по 6 декабря 2001 г, с 8 декабря 2001 г..по 29 мая 2003 г, с 31 мая 2003 г..по 22 сентября 2003 г, с 13 ноября 2003 г..по 3 декабря 2003 г, с 5 декабря 2003 г..по 19 марта 2006 г, с 22 марта 2006 г..по 16 октября 2006 г, с 19 октября 2006 г..по 5 февраля 2007 г, с 8 февраля 2007 г..по 14 марта 2007 г, с 17 марта 2007 г..по 12 апреля 2007 г, с 14 апреля 2007 г..по 8 июля 2007 г, с 10 июля 2007 г..по 12 сентября 2007 г, с 15 сентября 2007 г..по 3 февраля 2008 г, с 1 апреля 2008 г..по 25 августа 2009 г, с 19 июня 2008 г..по 2 марта 2009 г..в календарном исчислении 8 лет 10 месяцев 29 дней в должности фельдшера по приему и передаче вызовов отделения скорой неотложной помощи муниципального учреждения "данные изъяты" с 16 апреля 2009 г..по 31 мая 2009 г, с 4 июня 2009 г..по 3 июля 2009 г, со 2 августа 2009 г..по 25 сентября 2009 г, с 27 августа 2009 г..по 31 августа 2009 г, с 8 сентября 2009 г..по 13 октября 2009 г, с 12 ноября 2003 г..по 19 февраля 2011 г, с 13 марта 2011 г..по 29 ноября 2011 г..в календарном исчислении 2 года 4 месяца 19 дней, в должности фельдшера по
приему и передаче вызовов отделения скорой неотложной помощи муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "данные изъяты" с 1 декабря 2011 г..по 27 июня 2012 г, с 29 июня 2012 г..по 29 декабря 2012 г, с 31 декабря 2012 г..по 5 декабря 2013 г, с 7 декабря 2013 г..по 13 декабря 2013 г..в календарном исчислении 2 года 1 месяц 10 дней, в должности фельдшера по приему и передаче вызовов отделения скорой неотложной помощи Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "адрес" с 14 декабря 2013 г..по 18 апреля 2015 г, с 17 мая 2015 г..по 31 декабря 2016 г..в календарном исчислении 2 года 10 месяцев 10 дней, в должности фельдшера отделения скорой неотложной помощи Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "данные изъяты" с 1 января 2017 г..по 17 марта 2017 г, с 19 марта 2017 г..по 29 октября 2017 г, с 1 ноября 2017 г..по 25 октября 2018 г..в календарном исчислении 1 год 9 месяцев 23 дня, периоды командирования на курсы повышения квалификации в должности фельдшера прививочного кабинета поликлиники муниципального учреждения "данные изъяты" с 23 сентября 2003 г..по 12 ноября 2003 г..в календарном исчислении 1 месяц 20 дней, с 4 февраля 2008 г..по 31 марта 2008 г..в календарном исчислении 28 дней, в должности фельдшера по приему и передаче вызовов отделения скорой неотложной помощи муниципального учреждения "данные изъяты" с 20 февраля 2011 г..по 12 марта 2011 г..в календарном исчислении 23 дня, в должности фельдшера по приему и передаче вызовов отделения скорой неотложной помощи Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "адрес" больница с 19 апреля 2015 г..по 16 мая 2015 г..в календарном исчислении 28 дней, а всего 3 месяца 9 дней; обязать назначить в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" выплату пенсии с 7 июня 2017 г..- со дня возникновения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, а также взыскать
судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в сумме 300 руб. и оплатой услуг юриста за составление искового заявления в сумме 6000 руб. и представительство интересов в суде первой инстанции в сумме 16000 руб, а всего 22 300 руб.
Решением Колпашевского городского суда Томской области от 4 апреля 2019 г. исковые требования С.Н.В. удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 28 июня 2019 г..решение Колпашевского городского суда Томской области от 4 апреля 2019 г..в части удовлетворения исковых требований С.Н.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов работы с 1 ноября 1999 г..по 25 апреля 2000 г, с 10 мая 2000 г..по 24 августа 2000 г, с 26 августа 2000 г..по 13 июня 2001 г, с 15 июня 2001 г..по 18 сентября 2001 г, с 3 октября 2001 г..по 6 декабря 2001 г, с 8 декабря 2001 г..по 29 мая 2003 г, с 31 мая 2003 г..по 22 сентября 2003 г, с 13 ноября 2003 г..по 3 декабря 2003 г, с 5 декабря 2003 г..по 19 марта 2006 г, с 22 марта 2006 г..по 16 октября 2006 г, с 19 октября 2006 г..по 5 февраля 2007 г, с 8 февраля 2007 г..по 14 марта 2007 г, с 17 марта 2007 г..по 12 апреля 2007 г, с 14 апреля 2007 г..по 8 июля 2007 г, с 10 июля 2007 г..по 12 сентября 2007 г, с 15 сентября 2007 г..по 3 февраля 2008 г, с 1 апреля 2008 г..по 25 августа 2009 г, с 19 июня 2008 г..по 2 марта 2009 г..в должности фельдшера прививочного кабинета муниципального учреждения " "адрес" периоды работы с 16 апреля 2009 г..по 31 мая 2009 г, с 4 июня 2009 г..по 3 июля 2009 г, со 2 августа 2009 г..по 25 сентября 2009 г, с 27 августа 2009 г..по 31 августа 2009 г, с 8 сентября 2009 г..по 13 октября 2009 г, с 12 ноября 2003 г..по 19 февраля 2011 г, с 13 марта 2011 г..по 29 ноября 2011 г, с 1 декабря 2011 г..по 27 июня 2012 г, с 29 июня 2012 г..по 29 декабря 2012 г, с 31 декабря 2012 г..по 5 декабря 2013 г, с 7 декабря 2013 г..по 13 декабря 2013 г, с 14 декабря 2013 г..по 18 апреля 2015 г, с 17 мая 2015 г..по 31 декабря 2016 г, с 1 января 2017 г..по 17 марта 2017 г, с 19 марта 2017 г..по 29 октября 2017 г, с 1 ноября 2017 по 25 октября 2018 г..в
должности фельдшера по приему и передаче вызовов МУ " "данные изъяты""); признания за С.Н.В. права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) обязанности назначить С.Н.В. страховую пенсию по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 7 июня 2017 г..отменено, принято в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В остальной части решение Колпашевского городского суда Томской области от 4 апреля 2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, С.Н.В. поставлен вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 28 июня 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном суде общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций таких нарушений допущено не было.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 5 февраля 2015 г. С.Н.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Парабельском районе Томской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Парабельском районе Томской области (межрайонное) от 18 февраля 2015 г. N С.Н.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа. При этом согласно приведенному решению продолжительность страхового стажа составила 24 года 9 месяцев 14 дней, продолжительность специального стажа - 7 лет 9 месяцев.
Период с 20 сентября 1999 г. по 25 апреля 2000 г, с 10 мая 2000 г. по 24 августа 2000 г, с 26 августа 2000 г. по 13 июня 2001 г, с 15 июня 2001 г. по 18 сентября 2001 г, с 3 октября 2001 г. по 6 декабря 2001 г, с 9 декабря 2001 г. по 29 мая 2003 г, с 31 мая 2003 г. по 22 сентября 2003 г, с 13 ноября 2003 г. по 3 декабря 2003 г, с 5 декабря 2003 г. по 19 марта 2015 г. с 22 марта 2006 г. по 16 октября 2006 г, с 19 октября 2006 г. по 5 февраля 2007 г, с 8 февраля 2007 г. по 14 марта 2007 г, с 17 марта 2007 г. по 12 апреля 2007 г, с 14 апреля 2007 г. по 8 июля 2007 г, с 10 июля 2007 г. по 12 сентября 2007 г, с 15 сентября 2007 г. по 3 февраля 2008 г, с 1 апреля 2008 г. по 17 июня 2008 г, с 19 июня 2008 г. по 2 марта 2009 г. С.Н.В. работала в качестве фельдшера взрослого прививочного кабинета "данные изъяты"
В период с 16 апреля 2009 г. по 31 мая 2009 г, с 4 июня 2009 г. по 3 июля 2009 г, со 2 августа 2009 г. по 13 марта 2011 г, с 27 августа 2009 г. по 31 августа 2009 г, с 8 сентября 2009 г. по 13 октября 2009 г, с 17 октября 2009 г. по 19 февраля 2011 г, с 13 марта 2011 г. по 29 ноября 2011 г, с 1 декабря 2011г. по 27 июня 2012 г, с 29 июня 2012 г. по 29 декабря 2012 г, с 31 декабря 2012 г. по 5 декабря 2013 г, с 7 декабря 2013 г. по 5 февраля 2015 г. - в качестве фельдшера по приему и передаче вызовов в отделении скорой неотложной помощи "данные изъяты"
Признавая за С.Н.В. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и возлагая на ответчика обязанность назначить С.Н.В. страховую пенсию с 7 июня 2017 г, суд первой инстанции исходил из того, что С.Н.В, работая в должности фельдшера взрослого прививочного кабинета Парабельской ЦРБ, фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, осуществляла лечебную деятельность в учреждении здравоохранения, поскольку исходя из своих функциональных обязанностей могла быть привлечена к оказанию медицинской помощи на амбулаторном приеме.
Суд апелляционной инстанции с решением суда первой инстанции не согласился, указал, что выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Оснований не соглашаться с данными выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда не имеется.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В выслугу, дающую право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, по охране здоровья населения дает право за выслугу лет, утвержденных постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464. Данный Список не предусматривает перечня должностей врачей или среднего медицинского персонала. Поэтому при отнесении должностей к врачебному или среднему медицинскому персоналу при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 г. применяется Номенклатура должностей медицинского фармацевтического персонала в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377 Указанной Номенклатурой к среднему медицинскому персоналу отнесена должность - фельдшер.
Пунктами 1 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781).
В соответствии с разделом "Наименования должностей "Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы в должностях фельдшер, фельдшер-лаборант, старший фельдшер, фельдшер (медицинская сестра).
Периоды работы в должности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, как подлежащие зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, не названы.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 г. N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации" утверждено Положение о фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, в котором отражены основные обязанности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи. Эти обязанности сводятся к осуществлению информационного взаимодействия с населением, с выездными бригадами, оперативными службами; к осуществлению оперативного руководства всеми выездными бригадами в соответствии с территориально-зональным принципом обслуживания.
По смыслу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на досрочное назначение пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Следовательно, одним из условий для включения периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, является осуществление лицом именно лечебной деятельности или иной деятельности по охране здоровья граждан.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ) предусмотрено, что охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (пункт 8 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ).
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.
При этом приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2006 г. N 435 установлено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер", предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Принимая во внимание указанное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорные периоды работы в должности фельдшера прививочного кабинета муниципального учреждения " "адрес" а также периодов работы в должности фельдшера по приему и передаче вызовов МУ "Парабельская центральная районная больница" не подлежат включения в специальный стаж С.Н.В, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, поскольку должности фельдшера прививочного кабинета и фельдшера по приему вызовов отделения скорой и неотложной медицинской помощи не предусмотрено законодательством.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах.
Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого С.Н.В. апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 28 июня 2019 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 28 июня 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу С.Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.