Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Папушиной Н.Ю, судей Жуленко Н.Л, Ковалевской В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N N по иску Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Бурятия к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, ФГБОУВО "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова" об исправлении реестровой ошибки
по кассационной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 31 июля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуленко Н.Л, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Бурятия обратился к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае), ФГБОУВО "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова" об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН путем исключения из него недостоверных сведений относительно земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование иска указано, что земельный участок был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым N, сведения о котором были внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании инвентаризационной описи (дополнительного перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) Основанием для включения сведений о земельном участке в инвентаризационную опись послужила Выписка из кадастрового дела N от ДД.ММ.ГГГГ В землеустроительном деле отсутствовал документ, определявший местоположение границ земельного участка при его образовании.
Сведения о местоположении границ земельного участка содержатся в Плане инвентаризации земель БГСХА от ДД.ММ.ГГГГ Указанные сведения в землеустроительном деле отсутствовали.
Местоположение границ и площади земельного участка уточнено ДД.ММ.ГГГГ, при этом было представлено описание земельного участка, подготовленное ООО "НТЦ "Земля Бурятии". Описание части границ земельного участка не соответствует сведениям о местоположении границ, содержащихся в Плане инвентаризации земель.
Поскольку в дальнейшем земельный участок N был разделен, в отношении земельного участка с N в ГКН были внесены ошибочные сведения о местоположении границ. Необходимость исправления кадастровой (реестровой) ошибки обусловлена необходимостью наличия в ГКН достоверных сведений. Решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости устранения кадастровой ошибки заинтересованными лицами не исполнено.
С целью устранения реестровой ошибки заявитель просит исключить из ЕГРН недостоверные сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым N.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Халбаев М.И.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 20 мая 2019 г. исковые требования Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Бурятия оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 31 июля 2019 г. решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 20 мая 2019 г. отменено, принято новое решение об удовлетворении исковых требований.
МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае подана кассационная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене апелляционного определения со ссылкой на нарушения норм материального права, а также неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Относительно доводов кассационной жалобы поступили возражения от Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Бурятия.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений норм права судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя ТУ Росимущества по Республике Бурятия N от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден проект раздела границ земельного участка с кадастровым N общей площадью 160300 кв.м, расположенного по адресу (установлено относительно ориентира) "адрес" с формированием двух самостоятельных земельных участков: 1) земельный участок А-площадью 1791 кв.м.; 2) земельный участок Б -площадью 158509 кв.м.
Земельный участок с кадастровым N, расположенный по адресу: "адрес", образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым N, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия (ТУ Росимущества по Республике Бурятия), а также распоряжения "Об утверждении проекта раздела границ земельного участка, находящегося в федеральной собственности" от ДД.ММ.ГГГГ N, выданного ТУ Росимущества по Республике Бурятия и описания земельного участка, подготовленного ООО "НТЦ "Земля Бурятии".
Органом кадастрового учета выявлена кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости в части описания местоположения границ земельного участка с кадастровым N, несоответствие сведениям, содержащимся в документе, определявшем местоположение границ земельного участка с кадастровым номером N при его образовании - Плане инвентаризации земель Бурятской государственной сельскохозяйственной академии от ДД.ММ.ГГГГ
Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Бурятия" принято решение N от ДД.ММ.ГГГГ "О необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка", указано на то, что правообладателям земельного участка с кадастровым N необходимо обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с приложением документов: документ удостоверяющий право заявителя на объект недвижимости; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя; межевой план, подготовленный в связи с исправлением кадастровой ошибки.
Данное решение правообладателями земельного участка не исполнено.
Истцом заявлено требование об исправлении ошибки в сведениях ЕГРН путем исключения из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес".
Разрешая заявленные требования и отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что законом предусмотрена административная процедура исправления кадастровой ошибки. Также суд первой инстанции указал, что конечной целью исправления кадастровой ошибки является установление границ земельного участка с кадастровым N, при том, что спора о границах земельного участка не заявлено.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, суд второй инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции. Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", указал, что факт несоответствия сведений о местоположении границ земельного участка, содержащихся в ГКН и внесенных на основании описания земельного участка, составленного в ДД.ММ.ГГГГ г, сведениям, содержащимся в Плане инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ г, подпадает под понятие реестровой ошибки, подлежащей исправлению в порядке, регламентированным Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Также указано на то, что описание земельного участка, составленное ООО НТЦ "Земля Бурятии" при обращении правообладателя в ДД.ММ.ГГГГ г. с заявлением об учете изменений характеристик ранее учтенного земельного участка, не содержит согласования со смежными землепользователями, а акт согласования границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г, составленный в связи с разделом земельного участка, подписан лишь исполнителем работ ООО "НТЦ "Земля Бурятии" и представителем ФГОУ ВПО "Бурятская сельскохозяйственная академия им. В.Филиппова", сведений о согласовании границ земельного участка со смежными землепользователями не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела, требованиям норм материального права, регулирующих спорные отношения. Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судом апелляционной инстанции определены верно.
Порядок исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости, на момент выявления кадастровой ошибки по настоящему делу регламентировался статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Подпунктом 2 п. 1 приведенной статьи устанавливалось, что кадастровой ошибкой в сведениях государственного кадастра недвижимости (далее-ГКН) является воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в законную силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пункт 5 ст. 72 которого установил, что его положения применяются к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Так, согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.
Исходя из п. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25-30 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости. Кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов. В п. 4 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" регламентировано, что никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровой ошибкой признается воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе и органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
В соответствии с п. 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04 февраля 2010 года N 42, действовавшего до 01 января 2017 г, основанием для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости, вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки; протокол выявления кадастровой ошибки.
Исходя из смысла и содержания приведенных норм материального права, регулирующих вопросы кадастрового учета объектов недвижимости, при необходимости внесения в государственный кадастр недвижимости изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов представляемых по статье 22 Закона о кадастре недвижимости для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельного участка.
Как следует из совокупности положений, предусмотренных ч. 3 статьи 25 и ч. ч. 4 и 5 ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них по решению суда.
Согласно частям 3, 4, 6 статьи 61 действующего с 01 января 2017 г. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
Как установлено регистрирующим органом, наличие кадастровой ошибки обусловлено выявленным несоответствием местоположения границ земельного участка, внесенных в ГКН, и местоположением границ, содержащихся в Плане инвентаризации, из чего следует, что земельный участок с кадастровым номером 03:24:023101:34 частично накладывается на земли, государственная собственность на которые не разграничена.
В рамках рассмотрения настоящего спора Комитетом по управлению имуществом и землепользованию администрации г. Улан.Удэ, как органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, заявлено о нарушении прав наличием в сведениях ГКН реестровой ошибки в отношении смежного земельного участка и необходимости ее исправления, удовлетворении заявленных исковых требований.
Таким образом, судебная коллегия кассационного суда полагает возможным согласиться с выводом суда апелляционной инстанции о наличии оснований для устранения выявленной реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка в кадастровым номером 03:24:023101:34 на основании судебного решения.
Доводы кассационной жалобы о том, что исправление реестровой ошибки приведет к уменьшения площади федерального земельного участка, к прекращению права собственности Российской Федерации на земельный участок, что существенно нарушит права и имущественные интересы Российской Федерации, подлежат отклонению, поскольку устранение реестровой ошибки путем исключения из государственного реестра недвижимости сведений о недостоверном местоположении границ земельного участка не повлечет за собой прекращения прав на земельный участок, он не снимается с кадастрового учета, а лишь исключаются сведения из ЕГРН о координатах характерных точек границ земельного участка. Исправление реестровой ошибки не приведет к фактическому уменьшению площади федерального земельного участка, а восстановит положение, существовавшее до внесения неверных сведений о нем в кадастр.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения. Эти доводы судебная коллегия кассационного суда находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, направлены на иную субъективную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом апелляционной инстанции, а потому не могут служить основанием к отмене апелляционного определения.
Действующим гражданским процессуальным законодательством суду кассационной инстанции право переоценки доказательств по делу не предоставлено.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судом апелляционной инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 31 июля 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.